Европейский союз часто пеняет на внешних игроков. На Россию за то, что она якобы угрожает Европе. На Китай за его отказ вводить санкции против России. И даже на союзников из Соединенных Штатов из-за сомнения, под которое Дональд Трамп ставит безопасность Старого света, а также из-за нерешительности в отношении Кремля и товарно-денежного подхода к поддержке Украины.
Однако в провалах внешней политики виноваты сами европейцы. Стратегические ошибки, допущенные в отношении России по вопросам расширения НАТО и ЕС привели к эскалации конфликта на Украине. Чрезмерное давление на Китай может испортить многомиллиардные инвестиционные проекты и создать проблемы для двустороннего товарооборота, что крайне нежелательно с учетом экономического спада в Евросоюзе. Что касается США, то сегодняшние претензии Трампу вызваны тем, что Брюссель, Берлин и Париж слишком сильно доверяли свою безопасность и геополитическую судьбу Америке.
Кроме стратегических ошибок эффективность внешней политики ЕС подрывает все еще всплывающая несогласованность позиций европейских стран. Почти все страны Евросоюза признали Палестину - 21 сентября последние бреши закрыли Франция, Бельгия, Португалия и Люксембург - однако ведущие страны в лице Германии и Италии так и не пошли на этот смелый шаг.
Разногласия дают о себе знать не только по ближневосточному конфликту, но и по Украине. Словакия и Венгрия даже под угрозой потерять право голоса в ЕС или лишиться поддержки еврофондов не хотят вводить запрет на покупку энергоносителей из России. Еще шире разногласия проявились по отправке миротворцев на Украину. К данной инициативе не хотят присоединяться не только абстрагированные от проблем Восточной Европы Испания, Италия и Греция или евроскептичные Венгрия и Словакия, но и Польша. Более того, недавно новый польский лидер Кароль Навроцкий начал демонстрировать ростки трезвости, заявив о готовности сесть за стол переговоров с Владимиром Путиным, нежелании требовать с России репарации и невозможности появления в Польше символики украинского национализма.
Помимо разночтений между странами, они все отчетливее проявляются по линии "наднациональные институты - национальные правительство". Отправленная Ангелой Меркель в свое время на пост главы Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен становится символом недоверия к Брюсселю. Самое интересное, что протест против Урсулы выражают прежде всего немецкие политики. В начале сентября глава Минобороны ФРГ Борис Писториус раскритиковал слова главы Еврокомиссии о якобы наличии дорожной карты по отправке миротворцев на Украину, отметив, что у Евросоюза нет полномочий для отправки военного контингента.
Ровно через месяц конфликт Брюсселя и Берлина вышел на еще более высокий уровень. Осуждать свою однопартийку взялся лично канцлер. По данным Bloomberg, Фридриху Мерцу не нравится попытка фон дер Ляйен централизовать власть в ЕС, и он хочет вернуть правительствам часть переданных ими Брюсселю компетенций.
С Еврокомиссией борьбу ведет и Франция. Эммануэль Макрон, который время от времени пытается выставить себя главным "ястребом" в борьбе против России, указал на то, что конфискация российских суверенных активов стала бы нарушением международного права и обернулась бы "полным хаосом". Между тем фон дер Ляйен выступает сторонником не только передачи российских денег Украине, но и их использования для милитаризации Европы.
На внутренний раскол накладывается еще и разлад в НАТО. Премьер Польши Дональд Туск на открытии конференции по безопасности Warsaw Security Forum обратил внимание на появление "трещин в трансатлантическом сообществе" по теме поддержки Украины. В такой ситуации Европа чувствует себя еще слабее, что подтверждают слова верховного представителя ЕС по иностранным делам. Без США Европа не сможет вынести бремя украинского конфликта, заявила Кая Каллас.
Единство в НАТО, как и в ЕС, безусловно повышает потенциал при реализации внешней политики. Однако главное - куда и как будет направлен этот консолидированный кулак. Если в конечном счете объединенная Европа при поддержке США использует свою силу для дальнейшей борьбы с "российской угрозой" и Китаем, то последствия будут снова неутешительными. А при постоянных кризисах раскол внутри ЕС будет проявляться все отчетливее.