Мировые державы десятилетиями пытались решить конфликт вокруг Нагорного Карабаха, но безуспешно. В таких условиях было неизбежным, что армяно-азербайджанский конфликт будет решаться на поле боя, а не за столом переговоров. Профессор Балтиморского университета Иван Саша Шихан в статье An answer to the Nagorno-Karabakh question для EU Reporter рассматривает перспективы исторического мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией, достигнутого на прошлой неделе при содействии России.
Общие контуры этого мирного соглашения ясны: Азербайджан возвращает свою суверенную территорию, осуществляется вывод армянских оккупационных сил, в регион прибывают миротворческий контингент, а возвращение почти миллиона азербайджанцев в Карабах будет проходить под контролем Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Эти условия почти полностью совпадает с принципами, сформулированными Минской группой ОБСЕ более десяти лет назад.
Справедливость восторжествовала. Но международному сообществу должно быть стыдно, что для этого потребовалось пролить кровь людей, хотя согласованное международное дипломатическое давление могло дать тот же результат.
Контрнаступление войск Азербайджана создало на местах новую реальность, отбросив армянские войска с территорий, находившихся под их оккупацией десятилетиями. В то время как правительство Армении кричало о "геноциде", азербайджанское население требовало освобождения территорий. Для объективных аналитиков вопрос возвращения международно признанных азербайджанских территорий был очевидным.
Сейчас на карту поставлено многое: учитывая обеспокоенность региональных держав - Турции, Ирана и России, стабилизация ситуации и мир в Карабахе становятся вопросами глобального значения. И потенциальные дивиденды от мира в региональном и глобальном экономическом плане весьма значительны.
Есть одна неожиданная деталь относительно согласованных в Москве договоренностей. Те, у кого хорошая память, вспомнят Сайруса Вэнса, который занимал должность госсекретаря США в 1990-х годах, когда международные дипломатические усилия по поиску решения карабахского вопроса только начали формироваться. Вэнс попытался реализовать план, разработанный американским политическим аналитиком Полом Гоблом. В Нагорном Карабахе, который является частью Азербайджана, проживает довольно много армян, но сухопутной границы с Арменией этот район не имеет. Между тем, Нахчыван, автономная республика с азербайджанским населением, аналогичным образом отрезана от основной части Азербайджана, граничит в основном с Арменией, Ираном и Турцией. "План Гобла" предлагал обеим сторонам конфликта создание сухопутных коридоров для безопасного движения граждан и транспортных средств из Армении в Карабах и из основной части Азербайджана в Нахчыван.
Эти забытые идеи отчасти вернулись к жизни. Оба коридора упоминаются в совместном заявлении президента Азербайджана Ильхама Алиева, премьер-министра Армении Пашиняна и президента России Владимира Путина. В какой именно форме эти коридоры будут реализованы, пока неизвестно. Если позволят условия местности, разумным вариантом кажется железнодорожное сообщение: Азербайджан доказал свою компетентность в строительстве новых железнодорожных инфраструктур, включая железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс. Но прагматизм, лежащий в основе соглашений, вселяет реальную надежду на экономическое сотрудничество, необходимое для укрепления мира.
Последние месяцы напомнили миру о нестабильности и стратегической важности Южного Кавказа. Граничащий на севере с Россией и с Ираном на юге, этот регион образует естественный сухопутный коридор между Азией и Европой. Через него проходит не только железнодорожное сообщение, но также нефте- и газопроводы, по которым поставляется топливо с месторождений в азербайджанском секторе Каспия, одного из основных источников энергии для Европы.
Являясь ключевым опорным пунктом как древнего Шелкового пути, так и Шелкового пути XXI века, регион должен стать одним из экономических мировых центров, сотрудничая и получая прибыль как от своего торгового положения на карте, так и от собственных природных ресурсов. Международная дипломатия потерпела в этом регионе неудачу. Теперь пришло время исправить эту ошибку с помощью международных инвестиций.