Вестник Кавказа

"Дорогие деятели культуры России, где ваша толерантность и объективность?!"

Азер Зиядлы, историк, лингвист

Чуть больше двух месяцев назад началась последняя война между Азербайджаном и Арменией. И все эти недели я, как и все представители как азербайджанского, так, наверное, и армянского народа, которые живут вне родины, буквально ни на секунду не отрывался от монитора, в надежде найти хоть какую-то информацию о ходе войны. Это не простой азарт болельщика, который поддерживает свою команду, как во время какой-то футбольной игры.

Эта война затрагивала меня не только ментально, но и буквально физически; на передовой воевали мои родственники, бомбы, брошенные на город Гянджа разрывались в каких-то нескольких сотнях метров от дома моего деда. Я не жалуюсь и не пытаюсь разжалобить читателя этой историей. Война - страшная вещь и я уверен, что очевидцы и участники с обеих сторон могут рассказать истории пострашнее. И рассказывают. Некоторые из этих рассказов - правда, а некоторые - абсолютная пропаганда. И это война. Вернее, другое ее лицо, которое чаще называют войной информационной. Все войны и у всех народов сопровождаются такими информационными вбросами о бесстрашии и рыцарстве своих, о подлости и вандализме врага. Но я как историк знаю, что для полноты картины нужно смотреть на предмет изучения с разных точек зрения. Поэтому искал любую информацию в различных источниках.

Я более тридцати лет живу в Европе и за это время привык к тому, что европейские СМИ освещают только те события, которые важны им или затрагивают их интересы. И понимал, что ожидать от них какой-нибудь информации о событиях на далеком Кавказе было бы наивно. Я осознавал и то, что европейцы будут освещать события только с точки зрения своего зрителя или читателя. Например, "началась война между мусульманским Азербайджаном и христианской Арменией вокруг спорной территории под названием Нагорный Карабах". На первый взгляд информация безупречная. Да, основная часть населения Азербайджана мусульмане и то, что армяне христиане отрицать трудно. На первый взгляд безобидные факты, но тенденциозность на лицо.

Ведь никогда не станут европейские СМИ приводить новости на подобие того, что "католическая Франция ведет сегодня переговоры с православной Сербией вокруг чего-то".

Никогда не будет такой новости: "Президент иудейского Израиля прилетел сегодня в Берлин, который населяют христиане-протестанты".

Потому что религиозная принадлежность к самому событию никого отношения не имеет. Но когда дело касается далеких стран, названия которых на Западе еле выговаривают, возможно, такое уточнение для кого-то и важно. Или кто-то считает важным само это обстоятельство.

Поэтому оставив надежду добыть достоверную информацию или непредвзятую аналитику, я решил обратиться к российским СМИ. Когда-то все мы жили в одной стране и должны не плохо знать друг друга. Скажу честно, ностальгии по Советскому союзу я не испытываю. Скорее наоборот, я рад, что моя страна Азербайджан сегодня независимое государство и независимостью этой я очень дорожу!

Я обратил внимание на одну закономерность: безотносительно того живешь ли ты сегодня на родине или за ее пределами, встречая бывших советских людей, ты не относишься к ним, как к иностранцам. 70 лет общей истории дают о себе знать.

Признаюсь, за российскими СМИ я никогда особо не следил; редкие статьи, которые мне посылали друзья или одиночные передачи в интернете, казавшиеся мне интересными. И да, по понятным причинам я ожидал легкий проармянский крен в российской прессе. Но то, что я увидел за последние два месяца, превзошло все мои ожидания. Передачи Владимира Соловьева, где он и его многочисленные гости не только были на армянской стороне, но временами даже откровенно призывали к войне с Азербайджаном. Или программа "60 минут" на том же федеральном телеканале, где и ведущие, и приглашенные эксперты, доходили до откровенных угроз в адрес Азербайджана...

Мне возразят, что это независимые журналисты, в стране существует свобода слова, и каждый волен выражать свое субьективное мнение, которое может и не совпадать с официальной позицией государства. Действительно, все эти передачи "независимых журналистов" диссонировали с заявлениями и президента Путина и министра Лаврова.

Восточные мудрецы говорят, что истина божественна и ни один смертный не в силах познать ее полностью, но должен к ней стремиться. Другое имя истины - справедливость и объективность. Эти категории недосягаемы для смертных, ведь мы изначально склонны к субьективности. Однако стремиться к этому должен каждый. Особенно журналист, у которого миллионная аудитория. Это не только ответственность за свои мысли и слова, но и простое чувство доверия, уважение и авторитет.

В отличие от европейцев  северные корейцы осознают, что на них льется пропаганда

Как-то одному известному французскому музыканту, который часто бывает в Северной Корее, собеседник из Западной Европы задан непростой вопрос, который помимо прочего содержал и утверждение: "Как северные корейцы терпят эту адскую пропаганду, которая выливается на них огромными ушатами?" Ответ был удивительным: "Уровень пропаганды в Северной Корее мало отличается от той, что в Европе. В Европе это делают более деликатно. Но в отличие от нас, северные корейцы вполне осознают, что на них льется пропаганда, а вот европейцы - нет".

Господа журналисты, когда вместо освещения событий вы занимаетесь оголтелой пропагандой, эффект ваших слов теряет остроту. Вы становитесь стороной конфликта. Нет, хуже, вы становитесь теми, кто "подливает масло в огонь". Конфликтующие часто нуждаются в помощи третьей, беспристрастной стороны, чтобы она помогла разрешить проблему. Но если эта третья сторона, не придерживается нейтралитета, то конфликт разгорается с большей силой.

В этом смысле меня неприятно удивило обращение деятелей культуры России к ЮНЕСКО защитить христианские памятники Карабаха. На первый взгляд, это выглядит благим намерением. Но только на первый взгляд. Помимо призыва письмо содержит и обвинение. Я мог бы сейчас привести сотню аргументов в защиту азербайджанцев и еще больше обвинений в адрес армян. И это понятно - я азербайджанец и моя позиция в этой войне изначально ясна. Но то, что сделали деятели российской культуры стало еще одним вкладом в информационную войну. Азербайджанцы и армяне воюют, и у каждого свое видение этой борьбы. Информационный фронт - тоже поле боя.

Вам это может показаться странным, но я вполне могу понять и армян. Нет, я их не оправдываю, но понимаю их чаяния и желание победить. Но не могу понять вас, дорогие деятели культуры России. Где ваша толерантность, терпимость и, наконец, объективность?!

Но не все так плохо. Пару строчек, прочитанных сегодня позволяют надеяться, что все уладится. И это слова, сказанные одним армянином российским миротворцам на линии соприкосновения сторон в Карабахе: "Когда будете у азербайджанцев, узнаете, что они тоже гостеприимные. Они же не звери, они тоже люди. Я их не виню, дорогие мои".

Сотни лет наши народы жили рядом и большую часть этого времени мирно. Кавказ - общий для нас дом, и в будущем нам придется быть соседями. Придет пора мириться и забыть прошлые обиды. Всегда очень сложно стереть из памяти то, что принесло боль не только физическую, но и моральную... Знаю, это длинный и сложный путь, но нам, азербайджанцам и армянам, придется его пройти.

Но не знаю, смогу ли я простить тех, кто пытался приумножить нашу боль, злорадствуя и подливая масло в огонь ради каких-то рейтингов или иных преференций. На Востоке говорят, что рана от меча заживает быстро, но вот от брошенного слова - нет.

Об авторе Азер Зиядлы родился в 1966 году в Азербайджане, окончил азербайджанский Политехнический институт, отслужил в армии. С ноября 1989 живет в Германии. В начале 1990-х изучал лингвистику и философию в университетах Ганновера и Ирвайна. Больше двух десятков лет занимается историей Азербайджана и древних тюрков. Автор научных статей.

27535 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ