После “жаркого лета” в Грузии, запомнившегося массовыми беспорядками, очередным обострением грузино-российских отношений и последовавшим оттоком российских туристов, страну продолжает трясти. Похоже, что “серый кардинал” грузинской политики, председатель правящей “Грузинской мечты”, олигарх Бидзина Иванишвили в преддверии грядущих в 2020 году парламентских выборов решил сделать ставку на дальнейшую поляризацию грузинского общества.
Более того, в смене владельца и журналистского состава телеканала “Рустави-2”, а также недавнем опросе владельца телеканала “ТВ Пирвели” Вахтанга Церетели по скандальному делу TBC Bank критики грузинской власти - как в самой стране, так и за ее пределами - усматривают тревожные тренды “закручивания гаек” в грузинском медиа-пространстве.
Можно по-разному оценивать правомерность действий грузинских силовиков в ходе протестов, сотрясших Тбилиси в конце июня этого года. Те, кто наблюдал за поведением оппозиции в те дни, вряд ли могут назвать его мирным. Применение силы со стороны полиции в те дни было, вне всяких сомнений, легитимным и необходимым, однако соразмерность примененной силы - вопрос более щекотливый, особенно, в контексте потерявших глаза демонстрантов, ставших одним из символов летнего протеста. На этом фоне же происходила “демонизация” Георгия Гахарии, на которого оппозиция возложила личную ответственность за жесткий разгон. В этом смысле, назначение премьер-министром именно главы МВД (к слову, его отставка была одним из центральных требований грузинской оппозиции в дни протестов) - очевидный шаг к дальнейшей поляризации грузинского общества, последствия которой в динамике бурной внутриполитической жизни Грузии довольно сложно предугадать.
На Западе, мнением которого столь сильно дорожит Грузия - причем, как власть, так и оппозиция - к новому назначению Бидзины Иванишвили отнеслись довольно скептически. Пока это выражается в дискуссиях, развернувшихся в экспертной среде. Британский журналист и эксперт по Южному Кавказу Томас Де Ваал опасается, что после назначения Гахарии на должность главы правительства “грузинская политика станет еще более беспорядочной”. “Думает ли Бидзина Иванишвили, что единственный способ победить на следующих выборах - закрутить гайки? Если да, то это большой шаг назад для Грузии”, - отметил эксперт. Известная немецкая журналистка, специализирующаяся на Кавказе, Сильвия Штобер, также называет Гахарию “крайне спорной фигурой”. Между тем, в американском либеральном издании Eurasianet.org, в статье за авторством Гиоргия Ломсадзе, отмечается: “Подливая масла в огонь, кандидатуру Гахарии высоко оценил депутат Госдумы России Сергей Гаврилов, чье неожиданное появление в парламенте Грузии вызвало протесты в июне”. Далее в статье со ссылкой на грузинских политических экспертов говорится, что Иванишвили, возможно, установил Гахарию как громоотвод, чтобы поглотить любой общественный гнев на власти, “в то время как сам миллиардер может оставаться в безопасном, формальном удалении от политических линий фронта”. “Иванишвили устал от всех ударов, и поэтому хочет спрятаться за Гахарией”, - цитирует издание обозревателя Гию Хухашвили.
Таким образом, еще до утверждения Георгия Гахарии в должности премьер-министра, вокруг него сформировался определенный негативный информационный фон. Параллельно, оппозиция уже приступила к акциям протеста против назначенца Иванишвили. В этом отношении новому премьер-министру Грузии придется работать в куда более сложной обстановке, чем его предшественникам.