Вестник Кавказа

Вино без дипломатии

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
МИД России поручил секции интересов РФ при посольстве Швейцарии в Тбилиси, выдать визы членам грузинской делегации, направляющейся в Москву для переговоров о поставках грузинского вина и другой продукции на российский рынок. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко обратился с письмом в МИД с просьбой решить проблему виз, а ведомство Сергея Лаврова удовлетворило просьбу.

Столь сложная схема приглашения делегации из соседней страны для рабочего контакта по торгово-экономической проблеме оказалась необходимой, поскольку между Грузией и Россией нет дипотношений. Об этом слишком часто забывают в Грузии, в том числе в новом грузинском правительстве, когда говорят о необходимости восстановления полномасштабного экономического сотрудничества с Россией. А ведь даже новые власти никогда не отрицали, что запрет, введенный в 2006 году на импорт грузинской продукции в РФ, имел «политические корни», хотя и обосновывался низким качеством, например, грузинского вина, вернее огромного количества контрафактной продукции, заполонивший с 1990-х российский рынок.

Состав делегации, которая отправится в Москву 4 февраля, окончательно не утвержден. По данным «Вестника Кавказа», в нее войдут министр сельского хозяйства Давид Кирвалидзе, несколько его замов, спецпредставитель правительства по урегулированию отношений с Россией Зураб Абашидзе и посланники ведущих предприятий по производству вина. Причем переговоры коснутся не только вин, но и «Боржоми», фруктов, овощей, животноводческой продукции, возобновление экспорта которых имеет гораздо большее практическое значение для грузинских крестьян, чем продажа вин.

Визит делегации и переговоры с Онищенко пройдут на фоне двух символических событий: успешного визита в Москву главы ГПЦ Ильи II и его встречи с президентом России, а также нашумевшего «рукопожатия в Давосе» между Дмитрием Медведевым и Бидзиной Иванишвили – первого на таком уровне после пятидневной войны. После Давоса, кстати, был анонсирован второй грузино-российский бизнес-форум. Весной в Тбилиси приедут крупнейшие российские бизнесмены, которые рассмотрят возможность инвестирования в разные сферы экономики. Разумеется, особую роль тут играет личность нынешнего премьер-министра Грузии. Ведь Бидзина Иванишвили сколотил свой огромный капитал именно в России и не потерял связей с московской бизнес-элитой. «Самые успешные и влиятельные бизнесмены лично знают Иванишвили, который считался «человеком слова», то есть все ему доверяют, а это важнейший фактор для инвесторов», - сказал «Вестнику Кавказа» бывший начальник государственной канцелярии Петре Мамрадзе.

Правда, доверие к бизнесмену это одно, а когда речь идет о крупных инвестициях в страну, с которой Россия совсем недавно воевала, тут фактор личного доверия может и не сыграть определяющей роли. Тем не менее президент Путин, как и в 2004 году после первой встречи с Михаилом Саакашвили, наверняка дал «добро» на проведение такого форума и обсуждения бизнес-проектов с участием самых важных и влиятельных игроков. Летом 2004 года, после обострения ситуации вокруг Южной Осетии, бизнес стал жертвой политических проблем между двумя странами. Поэтому вопрос о возобновлении экспорта грузинской продукции (не говоря уже о масштабных инвестициях российского капитала) в большей степени связан с пониманием приоритетов, которые выстраивает Москва.

«Смутные сомнения»
В Грузии немало скептиков, не верящих в возможность возвращения грузинской продукции в Россию (по крайней мере в заметных объемах) до тех пор, пока Тбилиси не предпримет шагов на политическом поле. Пессимисты думают, что правительство Иванишвили зря надеется на возобновление масштабного экспорта до тех пор, пока Тбилиси не восстановит дипотношений с РФ и не вернется в СНГ. Необходимым условием некоторые называют вступление в Таможенный союз и готовность рассмотреть вопрос об участие в евразийском проекте.
Что касается переговоров между грузинской делегацией и Геннадием Онищенко, то по утверждению скептиков, опытный российский чиновник просто «водит их за нос», чтобы «увести» власти Грузии от искушения обратится в ВТО с жалобой на «дискриминацию грузинской продукции». «Можно вспомнить о печальной судьбе молдавского вина, которое то запрещали, то вновь разрешали в соответствии с политической ситуацией», - говорит известный бизнесмен Каха Бендукидзе. Другие идут еще дальше, предполагая, что переговоры в Москве – начало осуществления хитрого плана по уничтожению грузинского винного экспорта в другие государства СНГ. «Геннадий Онищенко объявит о возвращении грузинских вин на российский рынок, но реально пустит лишь небольшое количество. Зато сразу возобновится фальсификация наших вин в самой России, причем в колоссальных количествах и контрафактная продукция через открытые границы будет перетекать на рынки СНГ», - заумно объясняет блогер одного из местных информагентств. А эксперт по экономике, Михаил Тавхелидзе вообще считает экспорт в Россию вредным и рискованным начинанием. «Не стоит рисковать экспортом в другие страны СНГ в погоне за призрачным российским рынком. Тем более что грузинские виноделы уже достигли уровня экспорта 2006 года» - заявил Тавхелидзе «Вестнику Кавказа».

Правда, сами виноделы считают иначе. Они не отрицают, что с 2006 года экспорт вин на другие рынки возрос, но возобновление поставок в Россию может его удвоить. «Мы считаем, что это будет очень полезно для отрасли, но все зависит от политической воли лидеров двух стран», - объяснил «Вестнику Кавказа» депутат парламента, в недавнем прошлом один из самых успешных виноделов Грузии Зураб Ткемаладзе. Он косвенно подтвердил, что определяющим фактором остается политика, а не экономика, тем более качество продукции.

Тест на приоритеты
По данным «Вестника Кавказа», грузинская делегация намерена предложить главе Роспотребнадзора направить на винные заводы и иные предприятия специалистов из Москвы, чтобы они имели возможность контролировать (не просто наблюдать, но контролировать) весь процесс производства продукции. Причем не только вина, но любой продукции, направляемой в Россию. Однако будет ли этого достаточно в условиях, когда новое правительство Грузии, опасаясь обвинений в «смене внешнеполитического курса» и «смирении с оккупацией», отказывается не только рассмотреть интеграционные проекты, но даже восстановить дипломатические отношения с соседней державой, при этом считая возвращение на ее рынок приоритетом?

Но главный вопрос - с какой стати Россия будет открывать рынок для финансирования и укрепления сохраняющегося «прозападного вектора» внешнеполитического курса Тбилиси? Впрочем, тут есть один нюанс, способный пролить свет на многое. Недавно российская компания Alfa Group Михаила Фридмана выкупила «Боржоми» у наследников Бадри Патаркацишвили. Так грузинская минералка в какой-то степени, стала российской. Будет ли этого достаточно, чтобы Онищенко снял преграды перед «Боржоми» для ее возвращения на рынок РФ? Если да, то можно будет с полным основанием заключить, что в Москве решили обращать меньше внимания на «статусные вопросы» и декларации, а способствовать проникновению в Грузию российского капитала, расширению влияния российских компаний, что выльется в изменения на политическом фронте.
13740 просмотров