В США намерены потратить 4,6 млрд долларов на противодействие России в Европе в 2018 году. Расходы были согласованы комитетами по делам вооруженных сил обеих палат американского конгресса. Эти деньги пойдут на увеличение военного присутствия США в Европе и укрепление уверенности союзников по НАТО, а также повышение обороноспособности стран Прибалтики и военную помощь Украине.
Между тем, аналитическое издание United Press International в статье U.S. sees LNG as a way to contain Russia отмечает, что Палатой представителей США в основном при поддержке республиканцев был принят ″Национальный критерий обороны″, направленный на содействие торговле энергоресурсами с Европой в качестве средства сдерживания России. Семьдесят членов законодательного органа проголосовали против.
Согласно принятому критерию, усилия США должны способствовать энергетической безопасности в Европе, так как Россия использует энергоресурсы в качестве ”оружия принуждения, запугивания и влияния” в регионе. Производство европейского природного газа сокращается, в результате чего энергетический рынок в более широком понимании становится уязвимым для экспортных рынков. Россия является крупнейшим экспортером газа в Европу, и большая часть этого газа проходит через построенные в советское время трубопроводы на Украине, где геополитические проблемы создают риски.
На Россию приходится около 40% газа, экспортируемого на европейский рынок, затем следует Норвегия - 34%. США намерены способствовать европейской энергетической безопасности и поддерживать расширение собственной газовой инфраструктуры, а также рост торговли сжиженным природным газом.
Американский сланцевый природный газ пробился на европейский рынок в виде СПГ. Польская нефтегазовая компания PGNiG в этом году заключила сделку о покупке СПГ у компании Cheniere Energy, которой принадлежит терминал в Луизиане. Это единственная компания, у которой есть разрешения, необходимые для экспорта американского природного газа.
СПГ, который менее подвержен геополитическому риску, чем трубопроводный газ, составляет лишь 14% европейского рынка. Необходимо специальное разрешение на отправку СПГ из Соединенных Штатов в страны, которые не входят в американское соглашение о свободной торговле, что может создать препятствия для администрации Трампа, занявшей протекционистскую торговую позицию.
Когда государственный департамент США в конце октября опубликовал список из 39 санкционированных российских компаний и организаций, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что это завуалированное усилие ”вытеснить Россию с энергетических рынков”.
Между тем, европейские лидеры работают над собственными механизмами диверсификации, ужесточают правила газотранспортной инфраструктуры для улучшения конкуренции. Однако российская энергетическая компания ”Газпром” контролирует как ресурсы, так и транзитные артерии, что ставит под сомнение европейский контроль над монополиями. Когда президент США Дональд Трамп подписал законодательство в поддержку российских санкций в августе, немецкая энергетическая компания Wintershall, принимающая участие в проекте ”Северный поток”, заявила, что Вашингтону следует избегать играть в ”геополитический футбол” на европейском энергетическом рынке.