Одна из хронических проблем Армении - энергетическая безопасность. Электроэнергия в республике стоит дорого, в среднем дневной тариф для населения за 1 кВт/ч - 44 драма. При этом зарплата населения порой не превышает 190 тыс. драм (26 тыс. рублей). Энергосфера республики требует модернизации, которая осуществляется крайне медленно. Первостепенная задача - завершение ремонтных работ на единственной в республике АЭС к 2020 году.
По итогам поездки российского посла Сергея Копыркина и и. о. министра энергетических инфраструктур и природных ресурсов Армении Гарегина Баграмяна на АЭС было сделано заключение, что, несмотря на внушительный объем проделанной работы, станции требуется полная модернизация систем безопасности, а также основного оборудования. АЭС ожидает остановка почти на семь месяцев. Российские партнеры не настаивают на стопроцентной закупке российского оборудования, позволяя Армении поддерживать собственную экономику. Тем не менее модернизация обходится республике дорого. Основной задачей становится восстановление ресурса и продление работы АЭС до 2026 года. Что будет дальше – очередная модернизация или остановка реактора - пока неизвестно.
Сегодня Армения закупает электроэнергию из Ирана и не теряет надежд развивать альтернативные источники энергетики. Территория Армении обладает значительным потенциалом солнечной энергии. Ее среднегодовая величина на 1 м² горизонтальной поверхности составляет 1720 кВт ч/м². Рекордсмен по длительности солнечного сияния - Араратская равнина, на которой в 2019 году планируется строительство солнечной электростанции. И хотя в республике уже началось строительство десяти солнечных станций мощностью в один мегаватт, доля солнечной энергетики по-прежнему составляет доли процентов.
Аналогичная ситуация наблюдается в ветроэнергетике, хотя в случае реализации масштабного проекта по строительству в разных регионах республики ВЭС общей мощностью в 1000 МВт, ветряные станции смогут вырабатывать около 2 млрд кВт/ч в годовом разрезе.
Сложности в энергосфере создает и другая хроническая проблема Армении – ее инвестиционная непривлекательность, которая не позволяет республике реализовать проекты по использованию значительных запасов геотермальной энергии. Неизвестно, кто будет финансировать дорогостоящую в условиях горной местности геологическую разведку и бурение скважин с учетом, что источники залегают на глубине до 10 км.
Современное международное экологическое законодательство запрещает сливать отработанную воду на поверхность, так как в разных пластах вода содержит различные соли и растворенные газы, состав которых тоже различен. По этой причине разработка и добыча геотермальной энергии в некотором смысле экстремальна, так как среди компонентов выходящего газа может быть аммиак. Современные системы позволяют проводить закачку отработанной воды обратно в пласты, однако подобная процедура потребляет много энергии, тем самым делая проект внедрения малых геотермальных станции нерентабельным.
Качественно изменить ситуацию в электроэнергетике Армении может развитие малой гидроэнергетики, тем более что со времен СССР республика обладает определенным опытом. В 2018 год около 20% вырабатываемой Арменией электроэнергией прошлось именно на малые ГЭС. Ситуация может быть значительно улучшена, если в Армении будет учтен опыт соседней Грузии, где местная энергетическая корпорация Georgian International Energy Corporation развивает гидроэнергетическое направление по принципу внедрения современных мини-ГЭС контейнерного типа. Грузинские гидроэнергетики отмечают преимущество мини-станций в значительном сокращении затрат на строительные и монтажные работы (в 2-2,5 раза по сравнению с традиционными ГЭС), таким образом экономя составляет до 30% стоимости проекта и снижается себестоимость вырабатываемого электричества. При этом окупаемость мини-ГЭС контейнерного типа составляет три года при коэффициенте использования установленной мощности до 93%. Наконец, с точки зрения экологической безопасности, внедрение в Армении контейнерных мини-ГЭС поможет успешно эксплуатировать малые станции в отдаленных населенных пунктах, в которых до сих пор не осуществлена электрификация.