Вестник Кавказа

Растопит ли газовое соглашение лёд между Россией и Турцией?

Al Monitor
Растопит ли газовое соглашение лёд между Россией и Турцией?
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Турция и Россия крайне быстро двигались в направлении стратегического партнерства в энергетической сфере: на стадии реализации находился проект АЭС, было запланировано строительство нового трубопровода. Но вдруг все резко изменилось после того, как в ноябре Турция сбила российский военный самолет на границе с Сирией.

Президент России Владимир Путин был в ярости. Он пообещал, что Россия никогда не забудет этот поступок и гибель катапультировавшегося пилота, и что Турция будет сожалеть о своем решении и никуда не денется из-за экономических санкций и «томатного запрета».

Вслед за угрозами Путина Москва сократила турецкий импорт овощей и фруктов, наложила ограничения на деятельность турецкого бизнеса в России и перекрыла поток туристов в Турцию, в результате чего, количество российских отдыхающих сократилось в стране на 68% за первые четыре месяца года.

Турция, со своей стороны, заморозила энергетические проекты с Россией. Строительство АЭС «Аккую» практически было прекращено, а крупный проект газопровода, на который Москва возлагала большие надежды, был заморожен. Планируемый трубопровод «Турецкий поток» должен был поставлять 63 млрд кубометров российского газа в год в Европу через Турцию.

Гекхан Ярдым, бывший глава турецкой государственной газовой компании  BOTAS, рассказал в интервью Аль-Monitor, что Россия вынуждена ввести в действие альтернативный газовый маршрут в Европу, поскольку ее соглашение о транзите с Украиной истекает в 2019 году.

Одним из вариантов для России был газопровод «Южный поток», который должен был проходить через Черное море в Болгарию, а оттуда в Европу. Проекту, однако, не удалось получить зеленый свет от Европейского Союза. Неожиданно в конце 2014 года Путин предложил альтернативу - «Турецкий поток» - во время визита в Анкару. По словам высокопоставленных российских чиновников, проект должен был быть введен в эксплуатацию в конце 2017 года.

В январе 2015 года министр энергетики России Александр Новак посоветовал европейским клиентам покупать газ из «Турецкого потока», напоминая им о том, что соглашение о транзите с Украиной истекает в 2019 году. Кроме того, глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил о том, что время истекает, и призвал заинтересованных европейских покупателей поспешить заключить договоры о покупке газа с турецкой границы.

Желание России заменить Украину на Турцию было очевидно, но сбитый самолет помешал осуществлению российского проекта. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган опроверг первоначальные заявления о том, что Москва была инициатором приостановки проекта, утверждая, что это решение Анкары.

Вскоре, однако, напряженность в двусторонних отношениях стала болезненной, как для турецкой, так и для российской экономики, к большому недовольству народов обеих стран. Турция понесла значительные потери в сфере туризма и экспорта, в то время как Россия столкнулась с риском потери стратегического партнера в крупных энергетических проектах. Время играло не в пользу России, которая находилась под давлением поиска альтернативы украинскому маршруту.

И тут вступила в игру дипломатия. Старое изречение о том, что нет постоянных друзей и врагов в международных отношениях, пригодилось 28 мая, когда Путин передал Турции более доброжелательное сообщение во время визита в соседнюю Грецию. Подчеркивая, что Россия никогда не думала начинать войну с Турцией, он сказал: "Я надеюсь, что мы никогда не придем к этой точке. Но что сделано, то сделано. Мало того, что наш самолет был сбит,  наш пилот был убит, что является военным преступлением в соответствии с международным правом. Мы получили некоторые пояснения, но извинений так и не дождались. Мы хотим улучшить наши отношения, и не мы их испортили. Слов не достаточно; необходимы действия. Мы находимся в контакте с Турцией, и мы ожидаем некоторых шагов с турецкой стороны, которые пока еще не были совершены». 

В ответ на заявление Путина Эрдоган тоже смягчил свой тон, хотя и заявил, что не знает, чего ждет Москва. Выступая перед поездкой в ​​Африку на прошлой неделе, он сказал: «Я не совсем понимаю, какой первый шаг они от нас ждут. Мы не страна-ответчик. Мы не хотим портить отношения с Россией. Мы вынуждены задуматься, неужели и правда наши отношения подошли к этой точке, и он [Путин ] жертвует такой великой страной как Турция из-за ошибки одного пилота, несмотря на то, что наши отношения с господином Путиным были абсолютно дружескими. Необходимо приложить все усилия для улучшения отношений с Россией заново. Я надеюсь, что эта проблема будет решена как можно быстрее, и что Турция и Россия будут продолжать двигаться вперед, как они это делали последнее десятилетие ".

По словам турецкого журналиста Нердуна Хаджиоглу, специалиста по России, работающего в Hurriyet, высказывания Путина в Афинах можно расценить как  "подмигивание Анкаре", которое он объяснил следующими факторами: уход премьер-министра Ахмет Давутоглу, на которого Россия возложила ответственность за стрельбу и его замена Бинали Йылдырымом, который  быстро выразил желание наладить отношения с Россией; негативное воздействие на экономику ухода турецких предпринимателей с российского рынка; и желание Москвы спасти такие крупные проекты, как АЭС «Аккую» и трубопровод «Турецкий поток». 

Таким образом, если проект «Турецкий поток» будет возобновлен в ближайшем будущем, то это не станет сюрпризом. Заявление Путина, сделанное в Афинах, еще больше подтверждает такую возможность, учитывая, что Россия и Греция достигли двустороннего соглашения о поставках газа в Европу. Тем не менее, чтобы провести газ в Грецию, трубопровод должен быть проложен через Турцию.

24285 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября