В Туркмении, в туристической зоне "Аваза", прошел первый Каспийский экономический форум под названием "Каспийское море: выгоды развития международного экономического сотрудничества", в котором приняли участие главы правительств пяти прибрежных стран, а также (в качестве почетного гостя) премьер Узбекистана Абдулла Арипов. На форуме Россия и Иран поставили крест на Транскаспийском проекте.
Год назад главы стран каспийской пятерки подписали в казахстанском городе Актау Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Конвенция, как посчитали в странах региона, дает возможность беспрепятственного развития энергетических проектов на Каспии, согласие нужно получить у страны, через территориальные воды которой пройдет трубопровод. Речь в частности, идет о строительстве Транскаспийского трубопровода из Туркменистана в Азербайджан. Более того, в переговорном процессе активизировался Евросоюз.
Однако Россия и Иран выступили против строительства трубы по дну Каспия. Премьер-министр РФ Дмитрий Медеведв, выступая на форуме, заявил, что по всем крупным проектам на Каспии следует провести экологическую экспертизу. "Я абсолютно убежден: все крупные проекты на Каспийском море должны проходить тщательную и беспристрастную экологическую экспертизу с участием специалистов из всех прикаспийских стран", – подчеркнул премьер. Его поддержал иранский представитель National Gas Company Бехруз Намдари: "Строительство газопровода с востока на запад Каспийского моря может нанести сильный ущерб экологии региона... Иран выступает против его строительства". Он напомнил, что Иран предлагает соседям пользоваться его инфраструктурой – газопроводами и терминалами – для поставки газа на мировые рынки.
Правда, Москва и Тегеран пока не ратифицировали конвенцию по Каспию. Но, как заверил Медведев, Россия сделает это в ближайшее время. Что же касается Ирана, то в парламенте страны разгорелись нешуточные страсти по поводу ратификации документа. Иранские консерваторы раскритиковали конвенцию и отказывают в ее ратификации.
Впрочем, президента Туркменистана позиция соседей вряд ли расстроила. Он отметил, что "экология не может быть заложницей экономических и коммерческих выгод". Как сказал "Вестнику Кавказа" руководитель Клуба политологов "Южный Кавказ" Ильгар Велизаде, Транскаспийский проект обсуждается уже более двух десятилетий, а воз и ныне там. Для его реализации нет достаточной экономической базы, нет маркетинга – нет заявленных объемов на поставки туркменского газа, нет цены, нет конкретного покупателя. Более интересно сотрудничество в энергетической сфере на двух- или трехсторонней основе. Например, совместное освоение месторождений в зоне влияния или на стыке границ Казахстана, России и Азербайджана.
"Поэтому стороны концентрируются на реальных возможностях. В частности, Туркменистан транспортирует сжиженный газ и нефть, правда, в ограниченном объеме, в западном направлении – через Азербайджан. В этом случае все внимание обращено на транспортно-логистические схемы, поскольку, кроме инфраструктуры портов, в перевозках сырья задействованы железные дороги", – отметил эксперт. Велизаде также отметил важность развития прибрежной инфраструктуры. В частности, у России есть планы по развитию каспийского побережья. Это модернизация порта в Махачкале и строительство нового порта в Калмыкии. Такая же деятельность ведется в других странах. "Новая инфраструктура нуждается в наполнении. Каспий – замкнутый водоем, поэтому, если где-то строится порт, то должно быть рассчитано, как он будет взаимодействовать с портом на другом конце моря. В данном случае речь идет о взаимосвязанности работ", – отметил эксперт.
Понимая это, туркменский лидер предложил создать на Каспии региональный логистический центр. По его словам, территория прикаспийских стран имеет прямой выход в Южную Азию и Азиатско-Тихоокеанский регион – на востоке, в Черное и Средиземное море – на западе, через Иран на Ближний и Средний Восток – на юге, и через Россию и далее в северном направлении – к побережью Балтийского моря. По мнению Бердымухамедова, такая конфигурация открывает перспективы создания устойчивых маршрутов по всем четырем направлениям, и для их нормального функционирования каспийские государства должны, прежде всего, наладить хорошую систему транспортного сообщения между собой. Он подчеркнул, что странам региона нужно построить современную портовую инфраструктуру, обеспечить эффективную логистику и активнее работать над планами взаимодействия в транспортной сфере с четко прописанными алгоритмами действий и реалистичными сроками.
Впрочем, эксперты удивлены заявлением туркменского президента, поскольку Каспий и так уже является транспортным хабом. Старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья Института Востоковедения РАН Станислав Притчин напомнил, что регион задействован в ряде транспортных проектов – китайский "Один пояс – один путь", дорога Баку-Тбилиси-Карс и многих других. "В трех направлениях уже есть активное движение: на восток, запад и север. Сейчас вопрос с Тегераном – когда Иран достроит свою железную дорогу Казвин-Решт и Казвин-Астара, чтобы полноценно закольцевать еще и южное направление до Индийского океана", – сказал "Вестнику Кавказа" Притчин.
Как уже было сказано, в качестве почетного гостя на форуме присутствовал премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов. Интерес у Ташкента практический. Внешняя политика Узбекистана направлена на развитие отношений соседями по региону, в том числе и с прикаспийскими странами. Для Узбекистана, не имеющего выхода к морю, важно развивать транспортные маршруты для экспорта своей продукции. Сегодня Узбекистан поставляет грузы в Европу грузы порты Казахстана, России и Прибалтики. Открытие автомобильного и железнодорожного моста "Туркменабат – Фараб" через Амударью и современного порта "Туркменбаши" даст возможность увеличить грузоперевозки. На переговорах Арипова с Бердымухамедовым как раз и рассматривались вопросы сотрудничества в сфере транспорта и коммуникаций.
Следующий каспийский форум будет принимать Астрахань.