20 августа Комиссия по регулированию общественных услуг одобрила проект об отчуждении 100% акций французской компании Orange Armenia (дочка France Telecom, бренд Orange) и о передаче акций армянской компании Ucom. Orange Armenia работает на армянском рынке с ноября 2009 года. За эти годы она инвестировала 100 млрд драмов (1 доллар равен 475 армянским драмам), обеспечила 95% покрытие сети и доступ к мобильной сети и интернету в 600 городах и селах. Число абонентов достигает 650 тысяч.
По словам гендиректора компании Orange Armenia Франсиса Желибтера, сегодня компания не в состоянии предложить конвергентные услуги, предполагающие обеспечение абонентов фиксированной, сотовой связью, интернетом и телевидением. Главная цель сделки - обозначить оператора, который сможет предложить абонентам эти услуги в одном пакете и по доступным ценам. В этом плане Желибтер высоко оценил возможности компании Ucom и указал на оправданность сделки, исключил политическую подоплеку сделки и давление со стороны армянских чиновников.
Врио финансового директора Orange Armenia Франсуаз Кайен сообщила, что руководство Orange, проанализировав ситуацию с активами компании, приняло решение уйти с рынков некоторых стран, в том числе Армении, Доминиканской республики и Швейцарии. Кайен указала на тяжелое социально-экономическое положение Армении, которое ограничивает возможности абонентов компании, что естественно, отражается на деятельности компании.
Порядка 500 сотрудников Orange Armenia продолжат свою деятельность. В течение 12 месяцев после заключения сделки, компания сохранит за собой право использования бренда Orange. Решение о новом бренде спустя год примет уже новый акционер.
Сделка привлекла внимание экспертных кругов, представители которых выражают противоположные точки зрения. Одна часть экспертов считает, что приобретение акций компании Orange Armenia со стороны Ucom будет способствовать усилению конкуренции в сфере телекоммуникаций и информационных технологий (ИТ), ее более эффективному функционированию. Исполнительный директор Союза компаний по информационным технологиям Карен Варданян не видит ничего негативного в сделке, поскольку благодаря отчуждению акций в пользу компании Ucom, абоненты получат множество новых и качественных услуг.
Эксперт по информационной безопасности Самвел Мартиросян, наоборот, отрицательно оценил происходящее: "Уменьшение числа игроков на армянском рынке это уже минус. Уходит игрок с европейскими традициями, которые нам не помешали бы, так как в области телекоммуникаций теперь будет превалировать постсоветский менеджмент - российский и армянский".
Уход одного из операторов ослабит конкуренцию в сфере телекоммуникаций и ИТ, тем более, что компания Orange действовала не только на внутреннем армянском рынке, но и на внешнем.
Некоторые наблюдатели квалифицируют эту сделку не как продажу акций, а как поглощение Orange Armenia со стороны более мощной компании, полагая, что сделка может отрицательно повлиять на конкурентную среду. Занимающая прочные позиции в сфере спутникового телевидения Ucom может занять привилегированное положение по сравнению с российской компанией "Арментел" (торговая марка "Билайн") в сфере предоставления интернет-услуг, ведь Ucom получает преимущество и по количеству абонентов, и по видам предоставляемой связи.
Будучи сравнительно молодой компанией в сфере телекоммуникаций и ИТ Ucom достигла больших успехов, заняв на рынке Армении стабильное место. Наблюдатели связывают столь успешное продвижение Ucom с тем, что ее фактическим владельцем выступает министр финансов Гагик Хачатрян. По информации СМИ, министр владеет этой компанией через подставных лиц. Интернет-издание Hetq в статье "Как обогащаются Гагик Хачатрян и его жена" от 2 июля 2012 года сообщает, что согласно официальной декларации о доходах, состояние Хачатряна составило на конец 2011 года 278 млн драмов и 2 млн 980 тыс. долларов. Причем единственным источником доходов остается его зарплата в 8 млн 463 тыс. драмов в год. "Своими финансовыми средствами не уступает мужу жена Гагика Хачатряна Лаура Епремян, которая задекларировала денежные средства на сумму в 188 млн драмов и 2 млн 765 тыс. дол, хотя единственным источником ее доходов является зарплата в 671 тыс. 740 драмов".
Доля Orange Armenia на телекоммуникационном рынке Армении составляла всего 17-18% (для сравнения, доля Orange на рынке в Молдавии составляет 60%), а качество интернет-услуг значительно уступало качеству аналогичных услуг компаний Armentel, VivaCell-MTS и Ucom.
Анализируя рынок телекоммуникаций и ИТ за последние годы, можно заметить, что появление каждого нового игрока приводило к снижению тарифов и появлению новых предложений. Но очевидно, что Orange не могла полноценно конкурировать в Армении. Экономист Вилен Хачатрян считает, что Orange Armenia как новой компании необходимо было предоставить привилегии на 5 лет, чего сделано не было. Компания не выдержала конкуренцию, так как начала работу на равных условиях с другими операторами. Ситуация осложнилась тем, что армянский рынок маленький и имеет ограниченное число абонентов.
Уход с армянского рынка компании Orange укладывается в рамки проблемы с привлечением инвестиций, которые за последние несколько лет сократились почти вдвое. Заниматься бизнесом в Армении становится все сложнее. Негативно воздействуют на эффективность предпринимательства высокие тарифы на электроэнергию, коррупция в госструктурах, нарушение законов чиновниками, оценка предпринимательства должностными лицами на основе личных связей, отсутствие независимой судебной системы, отсюда и избирательное применение законов. Борьбы с этими явлениями не ведется, поэтому день ото дня сокращается число малых и средних предприятий. Orange это не единственная иностранная компания, которая покидает Армению. По данным их СМИ, из Армении уходит и Samsung, а несмотря на проводимую политику "открытого неба", Армению покидают крупные авиакомпании.