Министерство финансов Азербайджана обнародовало предварительный прогноз государственного бюджета на 2017 год. Доходные статьи в совокупности составят 15,955 млрд манатов, расходные – 16,6 млрд манатов при предполагаемом дефиците в 645 млн манатов, что, как отмечает в своем комментарии местная газета "Каспий", вполне нормально при социально ориентированном правительстве.
В отличие от былых времен, когда основным поставщиком казенных денег был Государственный нефтяной фонд (ГНФАР), основная нагрузка ляжет, как и должно быть, на министерство налогов. Если раньше ежегодно удельный вес трансферта из ГНФАР в казенных поступлениях составлял не менее 60%, теперь же будет 38%. Главный фискальный орган примерно продумал пути наращивания возможностей, тем более что позиций в его распоряжении достаточно. Он, предположительно, перечислит в казну только в качестве в качестве НДС 4 млрд манатов. Кроме того, есть налог на прибыль юридических лиц немногим более 2 миллиарда, налог с физических лиц - 1,14 миллиарда, сборы с подакцизных товаров 638 миллионов, упрощенный налог – 313 млн манатов и много чего еще, могущего пополнить "народную копилку", пишет издание.
Инвестиционные расходы, некогда приоритетные для правительства, на которые ежегодно выделялось порядка 7 млрд долларов, актуальности не потеряли, и все же решено значительно умерить этот сегмент. Строительство дорог, мостов, линий электропередач, газопроводов местного значения никто, конечно, не отменял, тем более, что это и благоустроенность, и обеспечение рабочими местами, однако есть проекты, которые "не горят", с реализацией которых можно повременить, потому на эти цели предусмотрено выделение 1,86 млрд манатов – то есть, исходя из курса национальной валюты, в 8,5 раз меньше былых показателей. Кстати, экономия была и в этом финансовом году, что показало преимущества рачительности – трудовой отдачи было гораздо больше при меньших затратах на проекты.
В отличие от инфраструктуры, правительство не поскупилось на социальное обеспечение, в том числе, выплату пенсий и пособий 2,1 млрд манатов, образование 1,86 млрд и здравоохранение 775,79 млн. Сюда не входят многие позиции, такие как закупки лекарственных препаратов, оборудования и другие, а исключительно - зарплата и содержание медицинских и образовательных учреждений в надлежащем порядке. Конечно, в итоге на упомянутые цели будет потрачено денег гораздо больше, но уже с умом.
Важная часть поступлений и расходов касается регионального развития. Разбирая скупые цифры, автор статьи отмечает не только тот факт, что разница между столицей и периферией тает на глазах, но и самодостаточность некоторых населенных пунктов, и даже целых районов. Так в прогнозируемом государственном бюджете Гянджа получит в качестве доходов 43,76 млн, израсходует на цели благоустройства и развития 33,04 миллионов, соотношение в Мингячевире 20,47 к 19,29 млн, в Сумгаите 84,11 к 43,07 млн манатов и так далее – во всех городах республиканского подчинения доходы будут превалировать над расходами. То же касается Абшеронского, Бардинского, Хачмазского, Гаджикабульского, Имишлинского районов. Если раньше все "присасывались" к централизованным фондам, то теперь ситуация кардинальным образом изменилась – региональные власти за счет конкурентоспособных предприятий вынужденно учатся зарабатывать "на жизнь". Азербайджан намерен делать ставку на развитие потенциала регионов именно как на средство диверсификации экономики. Именно там, по мнению руководства, сосредоточен довольно большой экономический потенциал, реализация которого позволит усилить ненефтяной компонент продвижения. За последние годы большие капиталовложения были сделаны в развитие транспортной инфраструктуры в регионах, сеть электростанций, в том числе и мобильного характера, построены складские помещения, отвечающие самым современным требованиям. За минувшее десятилетие в регионах возведены все объекты необходимой инфраструктуры, большое развитие получило строительство объектов социального значения: школы, детсады, больницы, что закладывает прочную основу для развития периферии.
Поступления в госбюджет ожидаются и по линии широкой приватизации, вторая волна которой уже прошлась по ряду "заброшенных" акционерных обществ. Она, как полагает издание, в частности, это может коснуться алюминиевой промышленности. В свое время в Азербайджане было создано акционерное общество "Азералюминий", но его работа не отвечает имеющемуся в стране потенциалу в сфере алюминия при громадных запасах алунита и действующем Гянджинском глиноземном комбинате. Необходимо наладить его работу в новых условиях. Кроме того, есть возможности по возрождению легкой промышленности на основе увеличения сбора собственного хлопка и коконов шелкопряда.
Средства ГНФАР, который был создан в 1999 году с целью сохранения макроэкономической стабильности, аккумуляции нефтяных доходов и управления ими, создания финансовых резервов для будущих поколений, помимо аккумуляции, будут направлены на такие стратегически важные проекты регионального масштаба, как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (БТК), на "Южный газовый коридор", в том числе строительство его ответвлений - Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического газопроводов (ТАР), говорится в статье.
***
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров на форуме "Сочи-2016" подписал с инвесторами несколько соглашений о реализации в республике пяти крупных инвестиционных проектов на 6,39 млрд руб. "Все эти проекты рабочие. Я уверен, что успешно будут реализованы в республике. Будет составлен график работы, осуществляться контроль за ходом их реализации", — сказал Евкуров.
Говоря о важности планируемых к реализации проектов, глава Ингушетии попросил инвесторов работать добросовестно, не нарушая сроки, обозначенные в соглашениях. "Хотел бы попросить вас работать целенаправленно и в плановом порядке. В полной мере выполнять взятые на себя обязательства. Дал поручение Минэкономразвития проводить ревизию проектов, следить за ходом реализации, за качеством производимых работ. Руководство со своей стороны при возникновении сложностей будет помогать в устранении административных барьеров. Для инвесторов созданы все условия для успешной реализации проектов", — заявил Евкуров. По его словам, реализация проектов позволит создать в регионе новые рабочие места, производить качественную продукцию, увеличить доходы республиканского бюджета.
Как сообщили газете "Ингушетия" в Минэкономразвития республики, к числу наиболее важных инвестиционных проектов относятся строительство завода по производству сжиженного природного газа на 3,4 млрд рублей и создание производства кранов стоимостью 2,2 млрд рублей. Первый проект предусматривает создание малотоннажного производства по выпуску сжиженного природного газа мощностью 12 тонн/час. Сроки реализации — 2016-2018 годы. В рамках второго проекта планируется создание в Ингушетии производства кранов всех типов — козловых, железнодорожных, портовых, мостовых с ориентацией продукции на рынки Ирана и Юга России. Первый этап предполагает организацию сборки лебедок.
Остальные три проекта связаны со строительством молокоперерабатывающего комплекса по немецкой технологии, организацией производства автомобильных аккумуляторов и производства крупногабаритного кирпича. Общая стоимость трех этих инвестиционных проектов составляет 790 млн рублей.
Для реализации проекта по строительству молокоперерабатывающего завода власти готовы отвести площадки в Карабулаке или в городе Сунжа. Номенклатура продукции включает творог, йогурт, сливочное мало, сыр, мороженое. По прогнозным данным его реализация позволит создать 70 рабочих мест, объем налоговых поступлений в бюджет составит порядка 15-20 млн рублей в год. В проект будет вложено 320 млн рублей.
Сметная стоимость инвестпроекта по производству автомобильных аккумуляторов составляет 300 млн руб., объем производства — 200 аккумуляторов в смену. Этот проект будет реализован в промышленной зоне Карабулака. Для создания производства крупногабаритного кирпича на 170 млн руб. инвестору предложена площадка кирпичного завода ГУП "Гиперпресс".
Реализация пяти инвестиционных проектов на первоначальном этапе позволит создать в регионе более 500 рабочих мест. Ориентировочный объем поступлений в республиканский бюджет составит порядка 320 млн рублей в год. Все объекты будут построены до конца 2020 года.
Сейчас из 12 инвестиционных соглашений на сумму более 10 млрд рублей, подписанных на прошлогоднем форуме в Сочи, в Ингушетии успешно реализуются 8 инвестиционных проектов.
* * *
Как информирует интернет-портал panorama.am, премьер-министр Армении Карен Карапетян в ходе обсуждения на заседании правительства вопроса о необходимости внести изменения и установить новые стандарты в процессе закупок в сфере авиаперевозок, дал поручение "устранить примитивные кражи в системе". "Ликвидируйте примитивные кражи в вашей системе, приведите все это в порядок. Когда мне рассказывают, какие схемы идут в ход, просто на фантазии… Если бы эти люди столько ума использовали в прочих местах, эффект точно был гораздо лучше", – заявил глава правительства.
Комментируя эти слова премьер-министра, председатель Национального Собрания Армении Галуст Саакян, который, как утверждению газеты "Голос Армении", давно является любимцем прессы, а его высказывания моментально становятся перлами, перемалываются и обыгрываются, становятся темами многочисленных шуток и анекдотов пользователей соцсетей, в ответ на вопрос журналистов, о каком воровстве говорилось, и разве не следует наказать этих воров, сказал: "В правительстве есть функции, которые осуществляются неправильно и вызывают некоторое нарекания, что он посчитал воровством. Воровство не такое, как воруют люди воровского мира, уносят, а речь идет о не выполнении функций, что посчиталось за воровство". Журналисты уточнили: премьер-министр говорил о воровстве с участием членов правительства, а вы знаете, что воры должны быть привлечены к уголовной ответственности, какое это получит развитие? На это Саакян ответил: "Объясню, воровство не от слова "воровать". То есть, то явление, которое члены правительства должны употреблять снизу доверху, и порой это не выполняется. И именно это премьер-министр посчитал воровством. А если кто-то – я или вы, знаете, кто воры, это не тема для заявлений. Для этого есть специальные учреждения, где пишешь, что такой-то – вор, и этого вора ловят, арестовывают". Далее он сказал, что о воровстве в правительстве должен писать тот, кто сам видел воровство. На замечание, что фактически премьер-министр видел такое, если заявил об этом, Саакян ответил: "Это не то воровство, которое вы знаете, это рабочий порядок".
Естественно, продолжает издание, новые перлы Саакяна стали предметом бесчисленных издевательств в СМИ. Вот только речь идет отнюдь не о человеке, в обязанности которого входит забавлять людей, а о деятеле, занимающем второй по значимости пост в государстве, о госчиновнике, руководящем Национальным Собранием и представляющем страну в том числе на международной арене. Сложно понять логику избрания на столь высокий пост человека, не умеющего формулировать свои мысли и каждый раз попадающего впросак, резюмирует автор статьи.
* * *
Газета "Кабардино-Балкарская правда" сообщает, что в завершающую стадию вышли работы по сооружению в Тырныаузе крупнейшего на юге России и самого высокогорного в стране производственного комплекса по выращиванию ценных видов промысловой рыбы – осетра и стерляди.
Проект предусматривает использование новейшей технологии производства. Выращивание рыбы будет вестись бассейновым методом с прямоточной подачей воды, прудовым и замкнутым циклом – от живой икринки до взрослой особи. В остав производственного комплекса войдут бассейновый цех, участок по выращиванию товарного осетра в прудах, технологическая лаборатория и другие объекты.
На общестроительных, монтажных и наладочных работах занят ряд фирм из Астрахани, Нальчика, Ростовской области. На сегодняшний день готовы к эксплуатации три пруда и два отстойника, где спланировано ложе, сооружены разделительные дамбы. Смонтировано 20 девятиметровых бассейнов, идут сварка ещё 30 диаметром 3,5 метра и установка совсем небольших прямоугольной формы. Это позволит по мере роста мальков вести их расфасовку по размеру, полу и видам. После того как закончатся все строительно-монтажные работы и прокладка коммуникаций, будет произведено благоустройство территории с прокладкой дорог, выполнено ограждение.
"К концу октября намечаем запустить в бассейны воду, опробовать всю систему и производственный процесс по технологической цепочке, – говорит генеральный директор компании-заказчика Ибрагим Макитов. – По результатам испытаний определим дату запуска производства в эксплуатацию. Достигнута договорённость с организациями, у которых будем закупать мальков и особей разных возрастов, чтобы процесс производства рыбы и икры был непрерывным".
Проектом предусмотрено производство более 50 тонн осетровой рыбы и более трех тонн пищевой икры в год. На первых порах в хозяйстве планируется открыть до 40 рабочих мест. С введением дополнительных стадий переработки штат работников будет увеличиваться.