Вестник Кавказа

Нефтяной обход Украины

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"

Сотрудничество Азербайджана и России в области добычи и транспортировки углеводородов с азербайджанского сектора Каспия началось с 1994 года и успешно продолжается до сих пор. Учитывая вызовы времени и уже созданную инфраструктуру, при наличии политической воли заинтересованных сторон сотрудничество в этой сфере может быть расширено. Ситуация, сложившаяся в последние месяцы на Украине, повышает риски транспортировки российской нефти по территории этой страны. По мнению председателя совета директоров союза компаний "Аналитика. Консалтинг. Пиар" Исмаила Агакишиева, для уменьшения рисков, в качестве варианта, можно было бы часть российской нефти переориентировать на маршрут Новороссийск-Баку, а оттуда - по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) с дальнейшим вывозом в Европу.

В противовес этому мнению партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин говорит, что по трубопроводу "Мозырь-Ужгород" в год транспортируется не более 35-40 млн тонн, а меньше 8 млн тонн идет на Одессу. "Это не только российская, но и казахстанская нефть. Мощности БТД на такой дополнительный объем не хватит. Да и закрепление определенного сорта нефти за определенными НПЗ мешает переориентировке на нефтепровод Новороссийск-Баку", - сказал "Вестнику Кавказа" Крутихин.

Однако Исмаил Агакишиев не видит в этом проблем. Во-первых, речь может идти только о части нефти, которая прокачивается через Украину. В настоящее время по этой трубе реально перекачивать в Азербайджан до 5 млн тонн нефти. Причем это потребует меньших расходов, чем на прокладку трубопровода, аналогичного Баку-Тбилиси-Джейхан. Можно увеличить объемы транспортировки нефти по трубопроводу Новороссийск-Баку до 15 млн тонн и даже больше. Кроме того, если будет задействован нефтепровод Новороссийск-Баку, автоматически исчезнет понятие монополии на транзит российской нефти и, как следствие, российские нефтяные компании будут более свободными в выборе транзитных тарифов.
Во-вторых, БТД будет полноценно загружен. Его проектная пропускная способность составляет 60 млн тонн нефти в год, или 1,2 млн баррелей в сутки.

Сомнения некоторых экспертов по поводу перекачки менее качественной российской нефти рассеиваются после доводов эксперта-экономиста Ильхама Шабана: "Это большой проблемы не создаст, потому что в той нефти, что "Роснефть" с магистрали "Тихорецкая-Туапсе" может сюда перекачивать, процент серы даже ниже 1,5%. Так что на качество тех 37 млн т "черного золота", что перекачиваются по "Баку-Тбилиси-Джейхан" в настоящее время, российская нефть большого влияния не окажет. Более того, "Роснефть" может довести очистку и до 1% серы – это не более чем техническое решение вопроса".

Впрочем, вопросы использования маршрута через Азербайджан, а также переработки российской нефти на бакинских профильных заводах, как заявил "Вестнику Кавказа" политолог, депутат азербайджанского парламента Расим Мусабеков, начал прорабатываться между "Роснефтью" и SOCAR еще летом, во время визита Владимира Путина в Баку. "Мы можем снова перейти на переработку этого сорта нефти. В выигрыше будут все стороны", - полагает Мусабеков.

В то же время, по словам Исмаила Агакишиева, Азербайджан вынужден импортировать некоторые нефтепродукты, и в связи с этим, а так же в виду того, что нефтеперерабатывающие заводы выводятся из черты города, планируется строительство крупного современного завода за городом, в Гарадаге. "Роснефть" и SOCAR могли бы вместе построить этот завод и совместно перерабатывать там нефть.

Тем не менее, как считают политологи, отношения между Киевом и Москвой не дойдут до той черты, когда прекратятся все связи, в том числе и транспортно-коммуникационные. По словам Мусабекова, "далеко за примером идти не нужно. Транзит российского газа через территорию Грузии в Армению не прерывался, несмотря на разрыв дипломатических отношений между Москвой и Тбилиси. Российскую собственность в Грузии также никто не конфисковывал. Поэтому для потребителей российской нефти и газа из стран Центральной Европы, не связанных со Средиземным морем, а это Венгрия, Словакия, Австрия, Чехия, отчасти Германия, основным транспортным маршрутом останется транзит через Украину. Черноморские страны могут получать российскую нефть и из Новороссийска. Но этот порт перегружен, а также вынужден порой закрываться из-за климатических условий".

При этом обострение отношений Киева и Москвы, вынудило украинскую сторону вспомнить о каспийских углеводородах. Тем более что на днях глава "Газпрома" Алексей Миллер заговорил о возможности прекращения поставок газа из-за задолженности Украины. Но необходимой инфраструктуры для импорта углеводородов из кавказского региона у Украины по-прежнему нет. "Некоторое количество нефти, бензина и дизельного топлива мы в Украину поставляем, но объемы незначительные. Для доставки газа нет готовой трубопроводной инфраструктуры", - говорит Расим Мусабеков.
Но если бы даже были проложены трубопроводы или существовали иные разработанные схемы доставки углеводородов на Украину, на деле это было бы совсем не просто. Дело в том, что пока объемы добываемого газа в Азербайджане не так велики и они уже законтрактованы Грузией и Турцией. Проект основного экспортного трубопровода TANAP пройдет через Турцию и далее по газопроводу TAP через Грецию и Албанию в Италию.
"Возможно, в будущем, если у Азербайджана появятся дополнительные экспортные ресурсы с других перспективных месторождений, то можно будет выйти на рынок СПГ Черноморского бассейна, - считает Мусабеков. Но во всех этих случаях объемы будут не такими, чтобы даже частично заместить в качестве игрока российский "Газпром". По его политолога, интересы нужно научиться согласовывать, а не диктовать, и "в определенной мере Москва и Баку в последние годы научились это делать".

22080 просмотров