На днях в ходе открытия на площадке московского гастромаркета "Депо" магазина "Дары Азербайджана" была озвучена новая концепция продвижения азербайджанских готовых продуктов на российский рынок (аналогичная схема будет разворачиваться в КНР, ОАЭ, Польше, других странах). По словам торгового представителя Азербайджана в России Руслана Алиева, концепция будет включать в себя несколько компонентов.
Первый - постоянное участие группы азербайджанских компаний в ежегодных профильных региональных выставках, демонстрирующих экспортный, туристический и инвестиционный потенциал Азербайджана. Заметим, что в течение 2018 года около 30-35 азербайджанских компаний в рамках единого стенда были участниками Worldfood Moscow, Russian Halal Expo и "ПРОДЭКСПО", то есть, были зафиксированы как игроки на крупнейших российских торговых выставках международного масштаба.
Второй компонент - создание специализированной импортной компании в РФ, возможно, на основе государственно-частного партнерства. Не все азербайджанские экспортеры могут себе позволить экспортировать свою продукцию в Россию, поэтому будет создана единая компания, которая эту сборную экспортную продукцию будет систематически и организованно, включая малые адресные партии, доставлять на российский рынок. Сегодня можно говорить о постоянном интересе на российском рынке не менее 35 азербайджанских компаний-агропоставщиков - наиболее крупные из которых Azersun Holding и Gilan. Будет ли создан новый специализированный холдинг для аккумуляции азербайджанского агроэкспорта - пока предмет анализа. В любом случае, нужно понимать необходимость регулирования стоимости конечной продукции. Максимальная прибыль поставщиков достигается на торговых объектах премиум класса, типа "Азбука Вкуса", но там объемы продаж невелики. В тоже время для массового сбыта нужны цены ниже, многие агрохолдинги закупают продукцию, имея возможности длительного хранения, и привлекают кредиты для погашения разницы текущими закупочными расходами и отложенными по времени прибылями с продаж. Механизм господдержки зачастую необходим.
Вариант двустороннего частно-государственного и одновременно российско-азербайджанского партнерства по сути реализован в самой концепции "Депо" - его владелец, через аффилированую структуру, холдинг "Киевская площадь" - в рейтинге "Форбс" это лидер коммерческой недвижимости Москвы, принадлежащий выходцам из Азербайджана Году Нисанову и Зараху Илиеву. Они же инициаторы и владельцы проекта "Фуд Сити" - первого в России из крупнейший оптово-розничных продовольственных центров, площадью 85 гектаров на юге Москвы. В его помещениях планируется открытие второго брендового магазина "Дары Азербайджана".
Таким образом, эта торговая сеть с одноименным названием станет третьим компонентом азербайджанской торговой стратегии - финальным шагом к потребителям. Формат будущих магазинов планируется различным - от маленьких магазинов, специализирующихся на той или иной продукции (около 200 наименований в ассортименте), до крупных супермаркетов.
В ближайшее время планируется открыть в Москве еще три подобных объекта. В апреле ожидается открытие винного магазина под брендом "Дары Азербайджана" в Екатеринбурге. По поводу дальнейшего расширения сети ведутся переговоры с предпринимателями Санкт-Петербурга, Норильска, Краснодара.
Теперь имеет смысл проанализировать как эта концепция вписывается в общую структуру и механизмы азербайджанского экспорта.
Аграрный двигатель торговли
Стержневой отраслью неуглеводородного азербайджанского экспорта на среднесрочную перспективу остается агропром. Однако не в узко специфическом плане - как экспорт сезонных фруктов и овощей, а в широком спектре: от продукции сельхоз переработки до текстиля, табака, хлопка, вина, цитрусовых. В стране продолжается работа по созданию 51 агропарка на площади около 200 тысяч гектаров, из которых 17 уже действуют на площади 104 тысячи гектаров. На создание остальных предусмотрено направить около $1,3 млрд, которые позволят увеличить производство в аграрном секторе дополнительно на $500 млн (то есть это совокупная стоимость годового экспорта фруктов и овощей 2017 года). Порядка 10 комплексных хозяйств планируется ввести в строй в течение 2019 года. Это определенно положительная сторона медали. Есть и другая.
Анализ ВВП показывает, что рост товарно-промышленной экономики, туризма и сферы услуг крайне ограничен. Нефтегазовый "перекос" в Азербайджане до сих пор не преодолен. В частности, если взять цифры 2018 года, из общего объема экспорта, $15,7 млрд валютной выручки получено за счет продажи нефти (до 80,7% всего экспорта). На газ приходится - 7,7% экспортных доходов. Нефтепродукты (керосин, ГСМ и прочие) - 2,68%. Аграрная продукция занимает лишь 2,88% от общей стоимости азербайджанского экспорта. Остальные позиции - меньше процента.
Иными словами, требуются очень серьезные комплексные усилия для того чтобы, увеличить производство, получить тот самый прирост в условные полмиллиарда долларов в год, а затем продать его на внешние рынки, получив уже реальную валюту. Собственная брендованная торговая сеть в России, но и не только, в данном случае критически важный элемент, без которого эту задачу просто не выполнить.
Еще немного статистики для ясности картины. В 2018 году стоимость всего азербайджанского экспорта фруктов и овощей составила $559 627, это рост на 11,3%. К примеру, экспорт хурмы стабилизировался на уровне $100 млн. По ряду позиций поставки в Россию занимает первые-вторые позиции на протяжении последних лет. В частности, по картофелю поставки 2018 года составили 77625 тонн, что равно 14, 1% всего российского импорта данной продукции (второе место после Египта - 62,5%, третье место у КНР - 11,4%). Это лишний раз подчеркивает симбиотические взаимосвязи российской и азербайджанской экономики.
"Народная" отрасль: преимущества горизонтально распределенного экспорта
Нужно также учитывать, что аграрная отрасль в азербайджанской экономике обладает наибольшей связностью (хозяйственно-экономическими сетевыми взаимопересечениями) - здесь задействованными становится множество субъектов предпринимательства: производителей от "индивидуалов" до агрохолдингов, сотни транспортников, производителей тары, складской бизнес и так далее. Можно сказать, что в отличие от "штучных" вертикально подчиненных производств на базе одного-трех предприятий в составе госконцернов, здесь присутствует множество заинтересованных субъектов из разных сельскохозяйственных районов. Аграрное производство - не просто сегмент экономики, это фактор социально-экономической стабильности. Так было в 1990-е годы, когда часть агроэкспорта Азербайджана осуществлялась в теневой зоне непосредственно фермерами из частных хозяйств, так останется и в будущем, несмотря на наличие агрохолдингов и централизованную логистику в российские сетевые магазины. Доходы от агроэкспорта в большей степени получают непосредственно люди на местах, и они виднее фермерам как реальные деньги, чем, например, доходы от сырья, распределенные в бюджете в виде зарплат, социальных выплат и пенсий.
Кстати, в этой связи нужно упомянуть закономерную тенденцию. В региональном разрезе более 70% производимого в стране ВВП приходится на столичный экономический район Баку, благодаря налоговой привязке нефтехимических компаний к столице.
Но эта доля постепенно снижается - с 80,2% в 2007 году до 71,5% в 2017 году, что связано в первую очередь с опережающими темпами роста Нахчыванского экономического района. Создаваемая на территории этого региона добавленная стоимость за последние 15 лет выросла более чем в 14 раз: в рамках реализации государственной программы социально-экономического развития регионов (2004-2008 годы) здесь были созданы предприятия металлообрабатывающей, автомобилестроительной, пищевой промышленности и другие обрабатывающие производства.
Доля Нахчыванского района в ВВП страны выросла с 1,8% в 2007 году до 4,4% в 2017 году. К экономическим районам - лидерам по доле добавленной стоимости также относятся Аранский (8,3% в 2017 году) и Гянджа-Газахский (4,6%) экономические районы.
Правительство ежегодно пролонгирует различные меры субсидирования и поддержки агропроизводства. В частности, готовится четвертая госпрограмма социально-экономического развития регионов на 2019–2023 годы. В рамках предыдущих циклов программ с 2004 года в регионы Азербайджана вложено 70 млрд манатов (почти годовой объем ВВП) в широком спектре: от оросительных систем и дорожного строительства, до социальной инфраструктуры и льготного кредитования. Рост экспорта - один из наглядных результатов этих инвестиций. Сокращен импорт пшеницы на 15%, сахара на 49%.
До конца 2020 года продолжает действовать Указ "О дополнительных мерах по поощрению экспорта ненефтяной продукции". Список этой продукции был расширен: в него добавлены яйца, очищенные лестные орехи, оливковое масло и его фракции, фруктовые вина, включая гранатовое вино, за исключением виноградных вин. Суть данных механизмов в том, что государство возвращает экспортерам часть их затрат, компенсируя от 3% до 6% таможенной стоимости товара. Получают льготу только представители частного сектора. В уже утвержденный список включены конкретные продукты и товары: натуральный мед, сухофрукты, хурма, гранаты, нафталанная мазь, одежды, обуви из натуральной кожи, шелковые ткани, ворсовые и безворсовые ковры ручной работы, одежда из хлопка, плетеные изделия.
Одна из мер оптимизации управления отраслью - создание Агентства аграрных услуг, объединившего в себе функции четырех ликвидированных служб в составе Минсельхоза - фитосанитарной, ветеринарной, службы регистрации сортов растений, и контрольно-технической. Теперь по принципу "единого окна", агентство будет выдавать необходимые документы для оформления экспорта.
Значительную роль в развитии экспорта будут играть цифровые платформы "Azexport" и "Azerpost" (почтовая служба, развивающая сеть партнерств с российскими и китайскими коллегами в сфере доставки продукции до конечного потребителя). В 2018 году российский интернет-рынок FMCG (товаров повседневного спроса) увеличился на 32,2%. Около половины россиян в 2018 году покупала товары повседневного спроса онлайн. Таким образом, Баку стремится завести своих агроэкспортеров в российскую интернет торговлю.
Новые меры активизации экспорта
В сентябре 2018 года Ильхам Алиев подписал распоряжение "О дополнительных мерах по поддержке конкурентоспособного внутреннего производства в ненефтяном секторе", согласно которому к началу 2019 года правительство должно было представить президенту горизонтальные механизмы поддержки экспорта, более адресного характера.
По замыслу властей, меры экспортной поддержки должны быть синхронизированы с механизмами привлечения инвестиций на уровне малого и среднего предпринимательства. Правовые и системные механизмы планируется "упаковать" в платформы www.azexport.az и www.enterpriseazerbaijan.com для создания более широкого доступа и в рамках проведения реформ цифрового госадминистрирования. Иными словами, альтернативное финансирование инвестиционных проектов, выход местных товаров на традиционные и новые рынки, интеграция азербайджанских производителей в международный рынок - все эти процессы должны происходить синхронно и быть доступны для массы предпринимателей разных стран мира.
Однако для этого необходимо понять какие предприятия (тип товаров) можно подключить к глобальным стоимостным цепочкам. В результате анализа азербайджанских товаров на предмет конкурентноспособности (коммерческой рентабельности их экспорта) было выработано семь механизмов, способствующих улучшению качества товаров и их внешней конкурентности:
- механизм поощрения инвестиций "Впервые в Азербайджане" (First in Azerbaijan) для организации производства не производимой в стране новой конкурентоспособной продукции (налоговые каникулы и освобождения);
- механизм постоянного изучения внутреннего рынка с целью поддержки конкурентоспособного производства субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства (МСП);
- мониторинг и усиление кадрового потенциала производственной деятельности субъектов МСП;
- применение таможенных льгот на импорт сырья, не производимого в стране и используемого во внутреннем производстве;
- расширение продажи в торговых сетях продукции, производимой субъектами МСП (антидемпинговые таможенные пошлины);
- введение единых стандартов в кластерах деятельности МСП (промышленных зонах и кварталах)
- упрощение механизмов регулирования в проекте цифровой платформы "Инвестиции в Азербайджан" (Invest in Azerbaijan).
Взаимодействие с Россией
Преимущества сложившихся с советского прошлого связей нужно наращивать и переводить в новые формы, соответствующие времени. В частности, в повестку межведомственного взаимодействия имеет смысл включить вопрос организации регулярных тренингов азербайджанских экспортеров с производителями аграрной продукции РФ, для понимания особенностей российского рынка и возможностей в него встроиться. Необходимы постоянные консультации с Минсельхозом РФ по теме применения новых информационных и природосберегающих технологий в сельском хозяйстве (составление электронных карт износа и кадастровой принадлежности земель, механизмы дистанционного мониторинга и т.д), способам интеграции в глобальные стоимостные цепочки и рынки конченой продукции.
Также необходимо постоянно работать над сохранением и увеличением долей азербайджанских сегментов на российском аграрном рынке. В этом ряду важно решение ФТС РФ открыть официальное представительство в Азербайджане (наряду с Узбекистаном). Кроме того, ввиду сбоя в оценках роста отрасли (корректировка Росстата роста сельхозпроизводства в 2012-17 годах с 20,7%, до 8,7%) - опора на импорт ряда продукции из Азербайджана будет по-прежнему необходима.
И наконец, в качестве дополнительной привязки к российскому экономическому пространству необходимо дальнейшее поощрение инвестиций Азербайджана в Россию - преимущественно в логистику и торговые сети.