В Грузии отмечают 25-летнюю годовщину события, предопределившего ее будущее: 9 апреля 1989 года внутренние войска СССР при поддержке армейского парашютно-десантного полка, разогнали на проспекте Руставели демонстрацию сторонников независимости. Тогда погиб 21 человек, из них 18 женщин.
Трагедии вполне можно было избежать, если бы лидеры протестного движения проявили бы чуть больше ответственности, прислушались бы к призыву главы Грузинской церкви и увели людей с проспекта. Но, судя по всему, некоторым из них были нужны жертвы, чтобы оказаться во главе процесса преобразований и повести его в "нужном направлении". Этой цели они достигли - гибель людей (в том числе, старушек и школьниц) потрясла Грузию настолько, что идея, проповедуемая радикалами, стала безальтернативной.
А ведь до 9 апреля проект независимости вовсе не был доминантным в грузинском обществе. Отчетливо помню, что в среде интеллигенции активно и заинтересованно обсуждались проекты реформирования Союза, его трансформации по новой либерально-рыночной экономической модели. Не говоря уже о "широких массах", которые вовсе не горели жаждой великих потрясений, не испытывали никакой ненависти к Москве. Но получилось по-другому: конкретное событие и его стрессово-эмоциональное восприятие вызвали цепочку важнейших процессов.
На волне именно тех эмоций и "общественно-психологической доминанты", превратившейся в политический фактор, к власти пришли радикальные националисты с их бескомпромиссной программой. Но поскольку эта программа не отвечала интересам и устремлениям большинства, вскоре произошел взрыв – гражданское противостояние и гражданская война.
Нет и быть не может иного объяснения странному феномену: люди, в подавляющем большинстве проголосовавшие за лидера движения за независимость Звиада Гамсахурдия 26 мая 1991 года, разочаровались в нем и участвовали в его свержении уже через три месяца. Как такое могло произойти, если Гамсахурдия – символ независимости, а его идея, как утверждают грузинские историки, соответствовала устремлению масс?
Гражданская война, в свою очередь, вылилась в грузино-осетинскую и грузино-абхазские войны, приведшие к катастрофическим последствиям для всех сторон. Согласно избитой фразе, "история не имеет сослагательного наклонения". Но феномен "девятого апреля", по праву считающегося переломным моментом в новейшей истории Грузии, вполне может служить наглядным примером того, как безответственность конкретных политиков и цинично спровоцированное ими событие может предопределить судьбу целого народа.