Процесс принятия нового Избирательного кодекса (ИК), подготовленного в соответствии с конституционными изменениями, формально завершился 25 мая, когда парламент Армении большинством голосов одобрил проект ИК в третьем и окончательном чтении. Тем не менее, некоторые события не позволяют считать этот процесс реально завершенным и не исключают того, что обсуждение ИК может быть продолжено в дальнейшем.
Речь идет в первую очередь о заявлении содокладчиков Мониторинговой комиссии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Алана Мила и Джузеппе Галати, распространенном за день до принятия парламентом проекта нового ИК. В заявлении, составленном по итогам визита содокладчиков в Ереван 11-12 мая, выражается обеспокоенность по поводу тех положений ИК, которые запрещают коалиции, состоящей из более трех партий, формировать правительство после первого тура выборов. Мил и Галати призвали правящее большинство рассмотреть возможность снятия ограничения на формирование коалиций. Они также призвали политические силы продолжить дискуссии по новому ИК и достичь по возможности всеобъемлющего консенсуса. Отметим, что международные структуры, и в первую очередь Совет Европы в лице Венецианской комиссии, а также БДИПЧ ОБСЕ указали на необходимость принятия нового ИК на основе консенсуса между политическими силами.
Напомним, что оппозиция выдвинула требования из 5 пунктов. Речь идет о борьбе с повторным голосованием посредством видеосъемок и замазывания пальцев чернилами, об особых отметках перед именами отсутствующих в Армении граждан в избирательных списках. Также оппозиция предлагает обсудить вопрос о публикации списков участников выборов и отказ от рейтингового голосования.
Между тем, более месяца назад представители оппозиционной партии "Армянский национальный конгресс" (АНК) и ряда НПО, которые принимали участие в обсуждении проекта ИК в формате "4+4+4" (Прим. автора: по 4 представителя от власти, от оппозиции и от гражданского общества), заявили о том, что переговоры вокруг проекта считают неудавшимися. По утверждению представителей АНК и НПО, власти не идут ни на какие уступки и всячески препятствуют выполнению предложений оппозиции. Представители АНК и НПО приостановили свое участие в обсуждении документа в рамках формата "4+4+4" до тех пор, пока не будет достигнут консенсус. По словам члена Хельсинкской гражданской ассамблеи Вардине Григорян, в ходе работы власти продвигали проект ИК, всячески препятствуя выполнению условий оппозиции.
В свою очередь, представители правящей Республиканской партии Армении, ссылаясь на итоги голосования по проекту ИК в первом и во втором чтении, неоднократно указывали на достижение консенсуса по этому вопросу.
Позиция содокладчиков поставила РПА в непростое положение: с одной стороны, как это бывает в большинстве случаев, правящая элита во исполнение требований президента сделала все необходимое для проталкивания очередного нужного законопроекта. Но Армения имеет определенные международные обязательства, невыполнение которых может крайне негативно сказаться на позиции Армении в различных европейских и прочих форматах и, кроме того, на сфере экономического сотрудничества.
Возможно, что именно эта двойственность положения и заставила армянские власти уже после заявления содокладчиков, признать отсутствие консенсуса. Так, министр-руководитель аппарата правительства Давид Арутюнян вынужден был признать, что консенсус вокруг нового ИК пока не сложился. Он не исключил, что обсуждения вокруг ИК могут быть продолжены: "При нахождении взаимоприемлемых механизмов власти будут готовы созвать внеочередное заседание парламента для внесения поправок в ИК". Таким образом, министр не исключил того, что уже одобренный ИК может быть отправлен на доработку в правительство, а затем вновь поступит в парламент. Напомним, что президент Серж Саргсян до сих пор не подписал принятый парламентом новый ИК.
Важно то, что впервые за долгие годы применяемый властями традиционный механизм, состоящий из имитации выполнения обязательств Армении перед европейскими структурами и молниеносного протаскивания того или иного нужного законопроекта, дал серьезный сбой. Безотказно работавшая до сих пор формула - поставить всех перед свершившимся фактом, благодаря продвижению в парламенте того или иного закона, потеряла свою эффективность.
В связи с этим, становится актуальным вопрос о том, удастся ли правящей элите и дальше лавировать в вопросе выполнения своих обязательств перед ПАСЕ, Евросоюзом и другими организациями, или она вынуждена будет пойти на какие-то реальные шаги по обеспечению нормального хода выборов, что, соответственно, нарушит планы президента и РПА по воспроизводству своей власти. Здесь важное значение приобретает принципиальность и последовательность европейских организаций, немалое давление которых испытывает сегодня армянская власть. Это давление сказывается и в критическом докладе наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ относительно референдума по конституционным изменениям, проведенного 6 декабря 2015 года, в настойчивых рекомендациях Венецианской комиссии и других организаций об обязательном обеспечении консенсуса в вопросе нового ИК.
"Пока все участники формата "4+4+4" не подпишут соглашение вокруг Избирательного кодекса, никто в мире - ни ЕС, ни США, ни БДИПЧ ОБСЕ, ни ПАСЕ, ни ООН, ни Венецианская комиссия не признают того, что между политическими силами достигнут консенсус. Международное сообщество уже не столь наивно. Если кто-то считает, что власти благодаря имитации вновь всех обманут, то этого не будет, это исключено",- уверен глава парламентской фракции АНК Левон Зурабян. Он порекомендовал властям в вопросе ИК пойти на такие уступки, которые могли бы заслужить доверие общества.
На настоящий момент трудно спрогнозировать дальнейшее поведение властей. Между тем, в позиции международных организаций, которые ранее, как правило, признавали выборы, не вызывающие доверия в армянском обществе, произошел значительный сдвиг. Возможно, эти структуры осознают, что нельзя бесконечно имитировать выборные процессы. В конце концов, помимо всего прочего, это бьет по авторитету самих этих организаций.
И, второе: возможно и то, что Запад по тем или иным причинам перестала устраивать армянская власть. Вспомним пример Грузии, когда в 2010 году там были проведены конституционные изменения, направленные на переход от президентско-парламентской к парламентской форме правления. Президент Саакашвили рассчитывал, что правящая тогда партия "Единое национальное движение" одержит победу на парламентских выборах 2012 года, чего однако не произошло. ЕНД, возглавляемая президентом, проиграла на выборах новоиспеченной политической коалиции "Грузинская мечта".
Возможно, что эти два фактора могут и как-то соотноситься друг с другом.