Вестник Кавказа

Абхазия: вопросы религии

Алексей Власов

Сегодня патриарх Московский и всея Руси Кирилл и католикос-патриарх всея Грузии Илия Второй на встрече в Москве обсудят три важнейшие темы, выходящие за рамки межцерковного диалога - российско-грузинские отношения в целом, перезахоронение из Астрахани в Тбилиси останков двух грузинских царей - Вахтанга Шестого и Теймураза Второго, а также вопросы церковной жизни в Абхазии.

Полемика вокруг обостряющейся церковной проблемы в Абхазии ведется на страницах кавказских СМИ и в блогосфере уже несколько лет. После признания Москвой независимости Абхазии Русская православная церковь заявила, что у Церкви есть свои древние законы и, согласно нормам канонического права, церковные границы не изменяются автоматически в результате перемен границ государственных, поэтому о статусе Православия в республике придется договариваться не без участия Грузинской православной церкви. При этом в Москве не могли безразлично смотреть на то, что в силу невозможности присутствия в Абхазии грузинских священников, православная паства остается там без церковного окормления. Абхазские юноши получали богословское образование и священный сан в России, а потом служили своему народу. Помогали Россия и Русская православная церковь и многим другим – восстановлением монастырей и храмов, обеспечением всего, что нужно для богослужения. Среди других священников, приехавших по зову сердца в «страждущий» Новый Афон отправился и игумен Ефрем (по матери – абхаз), но часть абхазского духовенства приняла в штыки «русского варяга». Во главе его противников встал о.Дорофей (Дбар), тоже получивший образование и рукоположенный в Русской православной церкви, но к тому времени уже подвизавшийся в Греции среди константинопольцев. Дбар заявил о необходимости добиваться от Константинопольского патриарха признания автокефалии Абхазской православной церкви и позднее намекнул, что Константинополь не против.

В начале прошлого года Дбар вместе со своими единомышленниками иеромонахом Андреем (Ампар) и иеродиаконом Давидом (Сарсания) отправился в Стамбул на встречу с патриархом Константинопольским Варфоломеем, который будто бы заверил абхазских раскольников в том, что Вселенская патриархия сделает все возможное для канонического разрешения церковного положения в Абхазии.

Вразумить коллег пытался управляющий Сухумо-Пицундской епархией иерей Виссарион (Аплиа): «Константинопольский Патриарх никакого отношения к Абхазии не имеет… Русские ребята здесь отдают свои жизни, Россия нас признает, а мы тянемся к каким-то другим непонятным силам? Я считаю, что это предательство». Отец Виссарион, на плечи которого в послевоенные годы легла основная нагрузка по восстановлению церковной жизни в стране, - по большому счету, фигура поддерживаемая в Абхазии не всеми, но в этом он прав – в отношении «непонятных сил». А именно такой силой сейчас становится Константинопольский патриарх. Идея Дорофея (Дбара) выглядит для Абхазии достаточно привлекательной – сориентироваться на Константинополь означает укрепить позиции Абхазии на международной арене и усилить европейский вектор развития непризнанной в Европе республики. Вопрос лишь в том, зачем курирующему дела духовные константинопольскому патриарху Варфоломею и в целом небесной канцелярии нужен этот «европейский вектор Абхазии»?

Ответ почти очевиден – речь идет о расширении сферы влияния Константинопольского патриарха. Благодаря ему греческое влияние сегодня довольно сильно ощущается в национальных духовных организациях Албании, Кореи, Эстонии. Так что, вероятнее всего, первое, что в перспективе Абхазия получит от патриарха Константинопольского – это подконтрольного греческого епископа, тоже варяга, но уже турецкоподданного из Стамбула. В Абхазии опасаются, что это негативно повлияет и на местные культурные традиции, и на связи с Русской церковью.

Противники идеи «ухода под Константинополь» упоминают не только о могуществе РПЦ, но и о невнятном положении Константинопольского патриархата, существующего на деньги из США. Происхождение этих денег туманное. Одни говорят, что это средства греческой диаспоры, а другие утверждают, что у самой диаспоры и без Константинополя много проблем... Исходя из этого, абхазцы небезосновательно опасаются усиления контроля Вашингтона над процессами, происходящими в республике, причем, очевидно, не только церковными.

Вообще вопрос веры и духовности уже как-то отходит на второй план, если задуматься над методами работы Константинопольского патриархата и его сторонников, которые иногда больше напоминают работу изощренных политтехнологов. Где-то через полтора месяца должно пройти Собрание православного народа Абхазии, на котором о.Дорофей попытается убедить паству подписать обращение к патриарху Константинопольскому с просьбой о покровительстве. Уже сегодня идет подготовка благодатной почвы – публикуются результаты опросов, согласно которым чуть ли ни все абхазцы стремятся под духовную власть Константинополя. Причем опросник составлен социологами-политтехнологами совершенно профессионально. Фактически люди выбирают между восстановлением независимости Абхазской православной церкви, либо ее вхождением в состав Грузинской православной церкви. Совершенно очевидно, что абсолютное большинство респондентов, как и в политике, высказываются за независимость. А далее, играя на нежелании абхазов возвращаться в Грузию, очень легко навести их на нужные выводы: «20 послевоенных лет мы были замкнуты в рамках РПЦ и ГПЦ. Сегодня мы все хорошо понимаем, что наш вопрос РПЦ решить не может. А в рамках ГПЦ оставаться дальше нельзя. Сегодня нам удалось выйти на контакт со многими автокефальными церквями и организовать ряд встреч с разными представителями православного сообщества. Сегодня для меня важен дальнейший наш путь… Путь к Вселенскому патриарху…». Так шаг за шагом в информационное пространство вбрасывается идея неотвратимости покровительства Константинопольского патриарха.

Западные СМИ, до этого не питавшие особо теплых чувств к Сухуму, теперь пишут: «Народ, правительство и духовенство Священной митрополии Абхазии объединились для достижения важной цели». Только, как следует из всего вышеизложенного, цели у абхазского народа и Вселенской патриархии все-таки разные.

14510 просмотров