Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в связи с провокациями со стороны Греции, начавшимися после того, как Турция приступила к разведке углеводородов в Средиземном море, приказал привести ВМФ страны в боевую готовность, - сообщают турецкие СМИ.
"Односторонние шаги Греции, предпринятые в последнее время в регионе, направлены на изоляцию Турции в Средиземноморье. На этом острове могут находиться лишь сотрудники полиции или жандармерия. Если греческая сторона попытается превысить допустимый лимит вооружения, то в проигравших окажутся сами Афины", - сказал, комментируя это, глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу.
Глава турецкого внешнеполитического ведомства подчеркнул, что Турция готова к диалогу по Восточному Средиземноморью со всеми сторонами и выступает за справедливое распределение ресурсов, однако Греция занимает все более бескомпромиссную позицию в отношении Анкары, отвергая любые инициативы турецкой стороны, демонстрируя нежелание идти на диалог и по ситуации в Восточном Средиземноморье.
"Если Афины уверены в своей позиции, то пожалуйте за стол переговоров. Пусть докажут свою правоту на глазах у всей мировой общественности. Тезисы Турции также готовы", - сказал глава турецкой дипломатии, добавив, что от позиции Греции по Восточному Средиземноморью устали даже в ЕС.
Напомним, после начала Анкарой разведки углеводородов в Средиземном море Афины начали переброску военных на греческий остров Меис, расположенный в 2 км от берегов турецкой Антальи.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" политолог Орхан Гафарлы, напряженность между Турцией и Грецией продолжит расти, пока стороны не сядут за стол переговоров. "У обеих стран есть свои взгляды на решение существующей проблемы, но для ее урегулирования необходимо начать договариваться. И Турция, и Греция являются членами НАТО, поэтому я не думаю, что напряженность в итоге приведет к турецко-греческой войне: есть очень много механизмов внутри НАТО, чтобы остановить столкновение. Нужно, чтобы стороны встретились и договорились о продолжении диалога по вопросу Восточного Средиземноморья", - сказал он.
"Если Греция и Турция вдвоем смогут решить эту проблему и определить границы в Средиземном море, уверен, что другие страны подключатся к их соглашению. Но для этого Анкара и Афины должны сначала прийти к общему мнению, причем выгода от решения должна быть для обеих сторон. Возможно, этому могли бы способствовать посредники, среди стран, которые подошли бы на роль модераторов переговоров, можно назвать Германию, штаб-квартиру НАТО в Брюсселе или Евросоюз. Франция односторонне поддерживает Грецию, поэтому Турция не согласится на ее посредничество. Скорее Анкара будет больше склоняться в сторону Германии и Брюсселя как площадки для переговоров", - сообщил Орхан Гафарлы.
Заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов, в свою очередь, указал на сложность урегулировании разногласий. "В уточнении раздела акватории для хозяйственной деятельности будет очень много коллизий ввиду того, что береговая линия там извилистая, а конфликтная зона располагается вблизи территориального пространства обеих стран. Я думаю, что стороны будут проводить жесткую политику из-за права на эксплуатацию возможных месторождений на шельфе и более далеко в море, которая приносит большие поступления в бюджет. Здесь помимо всего прочего вопрос принципа – как и кто будет отстаивать свои позиции. Поэтому я думаю, что мы видим начало большого разлома в Восточном Средиземноморье; он и раньше существовал, но теперь будет иметь еще более опасное сопряжение", - предупредил он.
"Разумеется, надо исходить из того, что и Анкара, и Афины понимают, что от территориального конфликта никто не выиграет, все только проиграют, а потому нужно находить какие-либо компромиссы. России, на мой взгляд, не стоит брать на себя здесь инициативную роль. Если же и та, и другая сторона созреют для того, чтобы воспользоваться нашими дипломатическими возможностями, мы, обдумав все еще раз, будем давать согласие. Пока что этого не видно, а есть только попытки показать оружейным путем стойкость своей позиции и попробовать предопределить будущие переговорные процессы с позиции силы. Это очень негативное развитие событий, мы с тревогой к этому относимся и желаем сторонам как можно быстрее прийти к выводу о том, что деградацию ситуации необходимо прекратить", - заключил Андрей Бакланов.