Марина Лагутина на Вести.FM: на отношение к советским войнам-освободителям во многом повлияло кино

Марина Лагутина на Вести.FM: на отношение к советским войнам-освободителям во многом повлияло кино

В западных фильмах советских солдат-освободителей зачастую представляют в далеком от реальности отрицательном свете. Об этом сегодня заявила в прямом эфире передачи "Нацвопрос" на Вести.FM аналитик "Вестника Кавказа" Марина Лагутина.

"Нацвопрос" - еженедельная передача на Вести.FM, в ходе которой обсуждают различные аспекты национальных отношений, в первую очередь, в России. Сегодняшний выпуск был посвящен проблеме отношения к советским солдатам-освободителям в Европе.

Эксперт подчеркнула, что фильмы о Второй мировой войне – это не просто развлекательное кино, а точка зрения на нашу общую историю. "В этом смысле посмотреть, как в них представлены советские солдаты-освободители, особенно интересно. Пойдем в хронологическом порядке. Начнем со свежего фильма, номинанта на премию "Оскар" этого года – "Кролик Джоджо" новозеландского режиссера Тайки Вайтити. Он представляет советских солдат, вошедших в Берлин, грубыми и злыми. Это видно на контрасте с американцами, которые смеются, фотографируются и не обращают на главного героя, немецкого мальчика, никакого внимания. Но стоит советским солдатам заметить его, как они тут же хватают героя и ведут его на расстрел. Вообще, во всех кадрах с нашими солдатами ,они или ведут пленных, или расстреливают их", - сообщила эксперт.

Она также напомнила и о фильме 2011 года немецкого режиссер Ахима фон Борриса "4 дня в мае". "Накануне Победы 7 советских солдат разведгруппы защищают детский приют в Восточной Германии от пьяного командира своего подразделения, решившего избавиться от свидетелей своего недостойного поведения. На помощь им приходит находящийся неподалеку отряд вермахта. Официальный слоган фильма: "Иногда граница проходит не между "своими" и "чужими", а между добром и злом". В нем советские освободители представлены и на стороне добра, и на стороне зла", - продолжила аналитик.

Марина Лагутина также обратила внимание на то, что с отрицательной стороны советские солдаты показаны в немецком фильме 2008 года "Безымянная – одна женщина в Берлине". В занятом советскими войсками весной 1945 года Берлине главная героиня подвергается изнасилованиям и ищет защиты у офицера Красной армии Андрея Рыбкина. Все герои фильма совершают неоднозначные поступки и выборы. И хотя офицер Рыбкин выступает все же положительным персонажем, фильм выставляет советских солдат в негативном свете", - добавила она.

"Обладатель трех "Оскаров" 2003 года фильма "Пианист" польско-французского режиссера Романа Полански. События фильма происходят в Варшаве, которую в конце освобождает советская армия. Главный герой, надевший фашистскую шинель, чтобы согреться, вынужден убегать от наших солдат, принявших его за немца. Однако ему удается убедить их не стрелять, и они, увидев, что он поляк, отпускают его. Советские освободители показаны не сметающей все на своем пути, разрушающей силой, а обычными, сочувствующими людьми", - рассказала аналитик.

По ее словам, интересный образ советской армии как единственной надежды на спасение создан в фильме 1999 года "Якоб лжец" венгерского режиссера Петера Кассовица. "Главный герой, чтобы поддержать жителей варшавского гетто, рассказывает, что якобы у него есть радио, и он знает, что совсем скоро советская армия освободит Варшаву. В конце концов, об этом узнают фашисты, и героя казнят. После этого идет рассказ о том, что всех остальных евреев из варшавского гетто отправили в концлагеря. Но тут рассказчик делает оговорку и представляет, что поезд с ними остановили танки и бойцы Красной армии и спасли всех героев фильма", - продолжила эксперт-аналитик.

"В трехчасовой исторической драме Стивена Спилберга 1993 года "Список Шиндлера" место советскому освободителю нашлось всего в паре минут. В самом конце фильма один из офицеров Красной армии на коне въезжает в трудовой лагерь и объявляет спасенным евреям, что война закончилась, и они свободны. Хотя он не может ответить на все их вопросы сразу, но желание помочь очевидно",- рассказала эксперт.

"Как видим, чем дальше от Дня Победы, тем больше негативных красок в образах советских солдат, освобождавших Европу. Но интересно, что непосредственно в годы войны отношение того же Голливуда к советской армии было совсем другим. В 1942 году выдающиеся американские режиссеры и актеры в серии фильмов "Почему мы сражаемся" рассказывали о подвигах советского народа в борьбе с фашизмом. В 1943 году был снят фильм "Сахара", ремейк советского фильма "Тринадцать", с Хамфри Богартом в главной роли, в нем советские истребители прикрывают корабли США. В 1944 году Грегори Пек сыграл командира партизанского отряда Владимира в "Днях славы". Но потом геополитическая ситуация изменилась", - заключила Марина Лагутина.

 

11210 просмотров







Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!