В минувшем 2024 году Иран, несмотря на санкции, нарастил нефтедобычу на 4,3 млн баррелей в сутки, и это - прямой результат новых стратегических альянсов страны с международными партнерами, пишет аналитический портал OilPrice.
ИРИ активно искала новые возможности для укрепления своего нефтегазового сектора, и неоценимую помощь в это Тегерану оказали Москва и Пекин: Китай сохранил свои позиции основного покупателя иранской нефти, тогда как Москва активизировала работу по поставкам нефтяного оборудования и технологий, передает иранское государственное информационное агентство IRNA.
Также в нефтяной отрасли с Ираном активно сотрудничает Беларусь – так, темой встречи министра нефти Ирана Мохсена Пакнежада и министра энергетики Беларуси Денисом Морозом, прошедшей в минувший понедельник, стало привлечение иностранных инвестиций в иранский энергетический сектор.
Переговоры прошли на фоне договоренностей, достигнутых ранее на встрече президентов двух стран, по итогам которой был подписан ряд соглашений о сотрудничестве.
Как Россия помогает Ирану?
Преподаватель экономического факультета РУДН, политолог Фархад Ибрагимов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" обратил внимание на то, что официальных открытых данных по технологической помощи России Ирану в нефтедобыче нет, однако причины и направления такого сотрудничества можно реконструировать.
"Техническая база нефтяной отрасли у Ирана довольно ослаблена из-за антииранских санкций, введенных Западом. Иран просто не успевает обновлять свои мощности по производству нефти, поскольку импортировать технику крайне сложно. Без помощи внешних игроков в этом вопросе Иран никак обойтись не может, и Россия здесь выступает наиболее очевидным партнером и поставщиком. Европейские компании, может быть, и хотели бы продавать Ирану нефтедобывающую технику, но санкции США им это не позволяют", - прежде всего сказал он.
"Россия отличается от европейцев в данном случае тем, что про нее тоже введены санкции, так что ее сотрудничество с Ираном не обременено какими-то издержками или рисками – обе страны уже находятся под ограничениями со стороны Запада. Поэтому Россия в состоянии помочь Ирану с обновлением материально-технической базы нефтяной отрасли, действительно уже длительное время находившейся в, прямо скажем, обветшалом состоянии. И уже по росту добычи в Иране мы можем судить о том, что это сотрудничество было налажено, ведь увеличение производства нефти означает и расширение добывающих мощностей", - отметил Фархад Ибрагимов.
"Если говорить более конкретно, то Ирану могут помогать такие российские компании, как "Лукойл" и "Роснефть", имеющие большой опыт в нефтедобыче и прекрасно знакомые с современными тенденциями в технологиях производства нефти. Ирану нужно довольно много техники, чтобы заниматься добычей на большой глубине – и в Каспийском море, и в Персидском заливе, и на юго-западе Ирана. На тех месторождениях, которые активно разрабатываются иранскими нефтяниками, есть сложные участки, где национальной материально-технической базы недостаточно для добычи нефти и требуется помощь России", - продолжил востоковед.
"Россия здесь действует в координации с Китаем, заинтересованным в импорте иранской нефти. Китайская экономика продолжает демонстрировать устойчивый рост, и без иранских и российских энергоресурсов ей не обойтись. Иранцы это прекрасно понимают, понимает это и Россия, то есть мы являемся свидетелями взаимовыгодного соглашения, которое позволяет всем оставаться в плюсе. Россия со своей стороны технически оснащает материальную базу в Иране, а Иран отправляет добытые энергоресурсы в Китай", - заключил Фархад Ибрагимов.