Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль раскритиковал "непостижимо воинственную риторику" президента США Дональда Трампа в ситуации вокруг КНДР.
"Такие конфликты начинаются с заявлений, а заканчиваются военной операцией", - предупредил он. "Весь мир шокирован тем, насколько непредсказуемой стала политика США", - заявил Габриэль. "Сложно понять, кто там главный", - отметил он. В то время как госсекретарь Рекс Тиллерсон и глава Пентагона Джеймс Мэттис считают ошибочным возможное военное вмешательство США, в окружении Трампа есть люди, которые "хотят подменить силу закона правом более сильного", указал глава МИД Германии.
"Это противоположность того, что до сих пор связывало Запад, - универсальные ценности, такие как свобода, демократия и право", - цитирует Габриэля ТАСС. "То обстоятельство, что американцы расстаются с этим, ослабляет Запад", - посетовал он.
В конфликте вокруг КНДР "пробил час дипломатии, но не боевого клича", подчеркнул министр. Опасность этой ситуации он видит в том, что "невольная эскалация может неожиданно обернуться войной".
Директор Центра изучения США имени Рузвельта при МГУ имени М. В. Ломоносова Юрий Рогулев в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" согласился с тем, что раскол в американском истеблишменте, обозначившийся во время президентских выборов, только усилился к настоящему времени. "Острая политическая борьба продолжается в данный момент почти как в период избирательной кампании – и хуже всего то, что она направлена на администрацию Трампа. О какой-либо выработке единого двухпартийного внешнеполитического подхода пока говорить не приходится, тем более что ситуацию осложняет отсутствие единства в Республиканской партии. Текущий политический раскол затрудняет и действия правительства, и действия Конгресса", - отметил он.
Эксперт также объяснил, почему Америка столь рискованно ведет себя в настоящее время в отношении Северной Кореи. "В администрации Трампа, Пентагоне и ЦРУ достаточно квалифицированных людей, которые понимают всю опасность военного конфликта, и вряд ли они давят на Трампа, но не нужно забывать, что в США вопросы внешней политики всегда тесно увязываются с использованием всех возможных рычагов – экономического, политического, дипломатического и военного давления. США никогда не отказывались от военного давления, хотя в случае с КНДР это и достаточно рискованная, опасная тактика. 800 военных баз по всему миру показывают, что США используют военную силу как элемент мирового лидерства, как они это называют, и считают этот инструмент вполне законным", - обратил внимание Юрий Рогулев.
Завсектором ИМЭМО РАН Сергей Ознобищев подчеркнул, что раскол власти и, шире, общества в США сейчас находится на феноменально высоком уровне, и по сути сама победа Дональда Трампа на выборах служит символом раскола Америки. "Вся политическая элита, существовавшая на протяжении десятилетий, ротировавшая из власти в университеты, в фонды, а потом возвращавшаяся обратно, - все это все были связанные между собой люди. Эти люди были на определенных позициях - разных, но известных. Это была, действительно, элита. Сейчас пришла к власти не элита. Это люди совершенно незнакомые и достаточно разрозненные. Да и сам Трамп не является, строго говоря, выдвиженцем Республиканской партии. Республиканская партия долго размышляла, поддерживать его или нет, долго думала, как остановить его. Они его не остановили, но потом были вынуждены приспосабливаться. Трамп переломил ход событий", - пояснил эксперт.
По его словам, именно по этой причине и возникло совершенно небывалое противостояние Конгресса и президента, о котором и говорит Зигмар Габриэль. А противостояние это, поведал Ознобищев, провоцирует Трампа на необдуманные шаги для укрепления своих позиций. "Получается как бы игра мускулами во внешней политике. В качестве примера могу привести вопиющий случай авиаудара по базе аш-Шайрат в Сирии, когда применение силы было совершенно не обосновано. Можно вспомнить и перемещение авианосца Carl Vinson в Южно-Китайское море, прочие угрозы, которые не являются просто угрозами. Великая страна не может дать задний ход, это будет проявление слабости. Поэтому каждое следующее слово должно быть увесистее предыдущего, а если это не помогает, тогда они будут просто вынуждены переходить к конкретным военным действиям. А военные действия там – это катастрофа, масштабы которой нам пока сложно представить. В любом случае военные действия в таком супервооруженном и концентрированном географическом ареале – это, конечно, просто трагедия, которую будет весьма сложно остановить, потому что у Северной Кореи есть ядерное оружие", - заявил завсектором ИМЭМО РАН.
Эксперт добавил, что в вопросе необходимости жесткого давления на Северную Корею Трамп един со своим окружением и с Конгресом. "К жесткому воздействию на Пхеньян Трампа побуждает прежде всего его собственное эго. Кроме того, за жесткость в отношении КНДР выступает его окружение, заинтересованное в сохранении его власти. Конгресс тоже за, потому что он мало информирован, зато очень решителен. Законодатели считают, что время дипломатии прошло, и, раз ничего не происходит, надо принимать меры. Поэтому если Трамп предпримет что-то решительное, то он будет полагать, что тем самым он поправит свои взаимоотношения с законодательной властью", - заключил Сергей Ознобищев.