В следующий вторник в Минске состоится саммит руководителей стран Таможенного союза, Украины и Евросоюза - крупнейшая международная встреча по урегулированию украинского кризиса с начала гражданской войны на юго-востоке страны. Россия, Казахстан, Белоруссия и Украина будут представлены своими президентами Владимиром Путиным, Нурсултаном Назарбаевым, Александром Лукашенко и Петром Порошенко, ЕС главой европейской дипломатии Кэтрин Эштон, еврокоммисаром по энергетике Гюнтером Эттингером и еврокомиссаром по торговле Карелом де Гюхтом.
В качестве основной темы для обсуждения заявлены отношения Таможенного союза с Украиной в условиях евроассоциации последней. Также на встрече пройдут переговоры по энергетической безопасности ЕС в связи с украинским кризисом и стабилизации ситуации на юго-востоке Украины. Лидерам ТС, ЕС и Порошенко предстоит определить будущее экономических отношений Киева с двумя союзами. Тем не менее, эксперты предлагают не торопиться с ожиданиями каких-либо сенсационных итогов встречи в Минске.
Так, заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин обратил внимание на усложнившиеся до предела отношения Евросоюза и Украины с Россией, которые не позволяют надеяться на возможность решения всех накопившихся проблем в течение одной встречи. "Положение сейчас настолько сложное, позиции сторон настолько различаются, что выхода на какие-то полноразмерные договоренности я бы не ожидал. Хотя определенные какие-то соглашения и могут быть, они вряд ли, действительно, будут носить сенсационный характер", - уверен Жарихин.
Что касается возможной двусторонней встречи президента России Владимира Путина с главой Украины Петром Порошенко, то эксперт поставил ее реальность в зависимость от "пространства согласия", объективно существующего между руководством двух стран. "А это пока не очень понятно, потому что переговоры министров иностранных дел в Берлине носили закрытый характер. Если там было достигнуто достаточное "пространство согласия" для того, чтобы вступить в игру президентам, эта встреча будет. Если же пока что стороны остаются слишком далеки друг от друга, главы государств, вероятно, ограничатся беседой в общей компании, предоставив возможность расширять это "пространство согласия" министрам иностранных дел на дальнейших их встречах", - считает он.
В свою очередь, политический консультант, директор компании "Слободчук и партнеры: политика, PR, выборы" Сергей Слободчук подчеркнул экономическую, а не политическую тематику встречи в Минске. "Основная задача этой встречи - согласование таможенных режимов стран ТС и Украины, ассоциировавшейся с ЕС. Необходимо определиться, какие будут действовать ограничения при реэкспорте европейских товаров из Украины в ТС, какие на них будут налагаться пошлины, как эти товары будут восприниматься конкретно в России, Белоруссии и Казахстане, как будут идти товарные потоки в обратном направлении", - пояснил он, добавив, что накопился и ряд вопросов помимо товарооборота.
"В первую очередь еще раз будет попытка озвучить события на Донбассе. Могу прогнозировать, что эта встреча никаких подвижек не принесет, стороны могут обменяться мнениями. Затем пресс-службы Кремля и Киева еще раз объявят о позициях России и Украины по мирному урегулированию конфликта. Возможно, будет озвучен какой-либо очередной план, но его ждет такая же судьба, какая постигла женевские соглашения. Другой вопрос - неопределенность поставок российского газа в ЕС на фоне приближающегося отопительного сезона. Европейцам нужно понять, насколько реальны риски того, что Украина перекроет поставки газа из России из-за отсутствия единого мнения по стоимости импорта, а также риски терактов на газопроводах в ходе конфликта на юго-востоке страны, дабы не остаться в период холодов без топлива", - рассказал Слободчук.
"Резюмируя, следует сказать, что встреча посвящена в первую очередь торговым вопросам, однако подписания каких-либо соглашений ожидать не следует, стороны только согласуют свои позиции. Затем устранение неопределенностей в газовом вопросе. Нужно, чтобы все заинтересованные сторон сидели за одним столом для того, чтобы этот вопрос решить, потому что он из разряда горящих. До наступления осени остаются считанные дни, а проблема до сих пор не решена, и европейцы стремятся подстегивать ее решение", - заключил политолог.