Трехсторонняя встреча президентов России, Азербайджана и Армении в Сочи, посвященная нагорно-карабахскому урегулированию, выполнила поставленные перед ней задачи: остановила кровопролитие на линии соприкосновения войск и армяно-азербайджанской границе, вернула стороны за стол переговоров, а также продемонстрировала российское стремление к установлению мира и стабильности на Южном Кавказе. Такое мнение в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" высказали российские, азербайджанские и армянские политологи.
Так, по словам завкафедрой высшего журналистского мастерства МГЛУ Алана Касаева, ключевыми результатами сочинской встречи стало то, что "стороны зафиксировали желание продолжать мирный процесс и лидирующее на сегодняшний день положение России в составе Минской группы ОБСЕ". "Заметьте, президенты Азербайджан и Армении предъявили претензии друг к другу, но не к Владимиру Путину, то есть позиция России одобрена обеими республиками. Фактически, основная цель, которая была достигнута в ходе переговоров – это прекращение огня после десяти дней эскалации конфликта на линии соприкосновения и границе и преодоление острого, военно-конфронтационного периода. На мой взгляд, это важнейший итог встречи в том, что касается ближайшей перспективы мирного урегулирования конфликта", - отметил Касаев.
Эксперт добавил, что не стоит упускать из виду и другое событие воскресенья, которое способно оказать существенное влияние на урегулирование нагорно-карабахского конфликта. "В день второй части переговоров в Сочи произошло важнейшее событие, которое, несомненно, будет иметь значение в вопросе разрешения конфликта – это первые прямые выборы в Турции, которые выиграл Реджеп Тейип Эрдоган. Эрдоган считается сторонником прагматичных контактов с Азербайджаном и, одновременно, сторонником тесных, дружеских отношений с РФ, хотя Турция и входит в недружественный нам блок НАТО", - напомнил Алан Касаев.
С ним солидарен политолог Ровшан Ибрагимов. "В первую очередь президенты собрались для того, чтобы снизить напряжение, которое возникло на оккупированных территориях Азербайджана и повлекло жертвы с обеих сторон, и Россия выступила в качестве посредника между конфликтующими странами. Благодаря этой встрече данное напряжение в ближайшее время должно снизиться, и в дальнейшем такого рода обострения не ожидаются", - сказал Ибрагимов, выразив уверенность в том, что Россия последовательно реализует свою позицию по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, и сочинская инициатива Владимира Путина не была связана с текущим санкционным конфликтом между РФ и Западом.
Директор Института востоковедения Национальной Академии наук Армении Рубен Сафрастян оценил роль России в урегулировании конфликта как ключевую. "То, что Россия в период обострения ситуации на линии соприкосновения и границе взяла на себя инициативу и организовала встречу в Сочи, я думаю, свидетельствует об активной роли РФ в мирном процессе, в обоих форматах, я имею в виду сопредседательство в Минской группе ОБСЕ, и трехсторонние встречи президентов. Оба этих формата имеют важное значение, и процесс дипломатического урегулирования Карабахского вопроса невозможно представить без активной позиции РФ. Россия остается ведущей геополитической силой у нас в регионе и любое урегулирование карабахского вопроса невозможно представить без нее", - считает Сафрастян, также отметивший существенное снижение числа и остроты случаев нарушения режима прекращения огня, последовавшее после переговоров в Сочи.
По оценке Гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, благодаря встрече в президентской резиденции "Бочаров ручей" Россия подтвердила свой статус активного посредника в урегулировании конфликта. "То, что процесс переговоров удалось удержать от перевода в вооруженное противостояние, дорогого стоит, позиция российского руководства, полагаю, сыграла в этом главную роль. И Владимир Путин, и Сергей Лавров констатировали, что до решения этой проблемы далеко, так как для того, чтобы найти общие точки соприкосновения Азербайджана и Армении, потребуется некоторое время, и Россия гарантирует предоставление площадки для этого поиска и урегулирования конфликта", - заявил Мухин.
Депутат Милли Меджлиса, политолог Айдын Мирзазаде обратил внимание на тот факт, что Сочинская встреча резко отличалась от предыдущих раундов переговоров по нагорно-карабахскому урегулированию. "Во-первых, впервые два дня подряд проводились переговоры, прежде встречались однократно в течение двух-трех часов. В Сочи за двое суток переговоры проводились неоднократно как между президентами двух республик, так и с участием президента одного из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, который проявлял глубокий интерес к разрешению данного конфликта. Во-вторых, впервые встреча проводилась после возобновившихся локальных боев в прифронтовой зоне – эти события показали, что относительное спокойствие на линии соприкосновения в любой момент может перерасти в очень масштабные и тяжелые военные действия", - рассказал Мирзазаде.
Политолог сообщил, что в Азербайджане "с благодарностью приняли инициативу президента России Владимира Путина провести встречу на территории РФ, притом с его участием". "Его вступительная речь перед встречей еще раз показала, что Россия является одним из важных и влиятельных политических игроков в мировой политике, в частности, на Южном Кавказе, и на данный момент проблема Нагорного Карабаха вызывает интерес у российского руководства. То, что по итогам встреч было сделано лишь краткое заявление главы МИД Сергея Лаврова, я думаю, тоже является результатом. Стороны, возможно, пришли к соглашению по каким-то моментам и намерены продолжить цикл встреч для решения данного вопроса, ведь нагорно-карабахский конфликт давно созрел для урегулирования. Разрешение данной проблемы сегодня отвечает интересам не только Азербайджана и Армении, но и всего мира. Участие России в качестве посредника сулит данному процессу хорошие итоги", - подчеркнул он.
Директор армянского филиала Института стран СНГ Александр Маркаров также отметил значимость подтверждения сторонами конфликта необходимости нахождения путей мирного урегулирования. "С одной стороны, существует посреднический формат с Россией, с другой, есть готовность двух стран рассматривать и продолжать работу над теми предложениями, которые озвучиваются сопредседателями Минской группы. Если мы попытаемся подвести итог встречи в Сочи, важно, что стороны готовы обсуждать сам процесс в рамках существующих международных норм. Казалось бы ничего нового, но это особенно актуально в условиях эскалации напряженности на линии соприкосновения войск и границе. Существенно, что именно Россия выступила в качестве посредника, с учетом ее достаточно близких отношений как с Арменией, так и с Азербайджаном, и попыталась как остановить кровопролитие последних дней, так и придать новый импульс переговорному процессу", - заключил Маркаров.