Еврочиновники сегодня дополнительно усилии антироссийскую риторику в газовой сфере, еще раз подчеркнув устами Сабине Бергер, официального представителя еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера, что газопровод "Южный поток" более не является для ЕС приоритетным проектом - приоритет отныне отдается приобретению новых стран-поставщиков энергоносителей ради диверсификации источников, "например, через развитие "Южного газового коридора". Также Бергер сообщила, что двери ЕС открыты любому газовому проекту, который будет соответствовать европейскому законодательству, в частности, Третьему энергопакету, а по "Южному потоку" как "одному из подобных проектов" надлежит провести повторные переговоры.
Как пояснил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан, подобный акцент на противопоставлении "Южного газового коридора" "Южному потоку" можно расценить как попытку внести раскол в российско-азербайджанские отношения, а потому сомнительно, чтобы за очередной политической спекуляцией Европы крылись действительные планы по поддержке независимых газовых проектов. "С экономической точки зрения близко к сердцу слова еврокомиссаров воспринимать еще слишком рано, ведь до их исполнения может вообще не дойти, как это было с Nabucco, когда официальный Брюссель все время заявлял о своей поддержке проекта, но все так и осталось на уровне заявлений", - напомнил Шабан.
"С одной стороны, если у Европы появилось желание "насолить" России, противопоставление "Южного газового коридора" и "Южного потока" в речах Баррозу и Эттингера было неизбежно, ведь кроме азербайджанского газа альтернатив российскому сейчас нет - нет никаких других проектов, отсюда и приглашение "всех желающих". Настораживает другое - слова о том, что Азербайджан получит приоритет для своего проекта, если будет "противостоять российскому давлению". Становится ясно, что ЕС попросту хочет привлечь независимое государство в свою антироссийскую коалицию", - считает эксперт.
По его словам, политическая конъюнктура заставляет еврочиновников предлагать внешне привлекательные, но на деле несбыточные условия, что прекрасно понимают в самом Азербайджане. "У нас день и ночь, 24 часа в сутки, реализуется 40-миллиардный газовый проект, из которого $28 млрд должно пойти на то, чтобы запустить сам "Шахдениз-2", а оставшаяся часть - на то, чтобы успеть только первые 10 миллиардов кубометров газа к 2019 году доставить первому потребителю в Европу. А европейские политики говорят как будто о свершившемся факте, что завтра же азербайджанский газ пойдет в ЕС и составит альтернативу российскому газу, обгоняя реализации "Южного потока". По сути, между Азербайджаном и Россией Европа пытается нагнетать обстановку, играя на газовом факторе, причем чисто политически", - подчеркнул Ильхам Шабан.
Эксперт призвал обе стороны не поддаваться на попытки поссорить ближайших соседей. "Все же знают, что Азербайджан с Россией сотрудничают с момента образования наших государств и в политических, и экономических вопросах, но на наши контакты сейчас хотят бросить тень, хотя, опять же, всем понятно, что газпромовский газопровод закрывать никто не станет. От этого "политического приоритета" Азербайджан ничего не выиграет, и никакие интриги в этом плане ему сейчас не нужны - республика планово реализует проект "Южного газового коридора" согласно подписанным контрактам. А для того, чтобы конкурировать с российскими объемами газового экспорта, у Азербайджана сейчас нет ни возможностей, ни желания - на что Европа надеется, когда озвучивает такие предложения, непонятно", - заключил глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан.
Напомним, что плановая мощность проекта "Южного газового коридора", газ для которого будет добыт в ходе второго этапа разработки месторождения "Шахдениз", составит 16 млрд кубометров газа в год, из них 6 млрд будет экспортироваться в Турцию по трубопроводу TANAP и только 10 млрд - в Европу через трубопровод TAP, первые поставки запланированы на 2019 год. Для сравнения, "Южный поток", проект, реализуемый российским "Газпромом", будет поставлять в ЕС 63 млрд кубометров газа ежегодно, и первые поставки начнутся уже в следующем году. Этот объем добавится к тем 140 млрд кубометров год, что Россия поставляет в Европу в последние годы.
Таким образом, с 2015 года благодаря введению в эксплуатацию "Южного потока" Россия начнет обеспечивать 40% потребностей Евросоюза в газе, импортирующего до 500 млрд кубометров голубого топлива ежегодно. Одним из подлинных конкурентов России на европейском рынке может стать в ближайшем будущем США, если "сланцевая революция" окажется реальностью, и "лишение "Южного потока" политического приоритета" играет на руку именно американским экспортерам; по мнению экспертов, Штаты могут реализовать свой проект в течение ближайших пяти лет. К тому же, как напомнил эксперт "Вестника Кавказа", председатель совета директоров Союза Компаний "Консалтинг-Аналитика-Пиар" Исмаил Агакишиев, в Конгрессе США представили проект закона о поставках сланцевого газа в Европу. А Азербайджан априори не сможет быть конкурентом для России, ведь их ресурсы не сопоставимы, как видно из приведенных выше цифр.