Вестник Кавказа

Владимир Евсеев: проблемы не в Иране, а вокруг него

На прошлой неделе в иранском Бендер-Аббасе состоялась 21-я Международная конференция, посвящённая актуальным проблемам стран Персидского залива. Известный политолог, директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев принял в ней участие и рассказал "Вестнику Кавказа" о подлинном положении дел в регионе, не столь очевидном, как оно кажется при взгляде с Запада.

В первую очередь Евсеев отметил наиболее яркие последствия западных санкций против Ирана, особенно заметные в таком крупном портовом городе, как Бендер-Аббас. "Само место проведения конференции было очень характерным, потому что оттуда отлично чувствовалось влияние всех тех различного рода вызовов и угроз, которые реально наблюдаются в Персидском заливе. Мне пришлось видеть, как иранские корабли стоят на якорях, не могут плыть, потому что их не страхуют грузоперевозчики. На самом деле, санкции реально влияют, может быть, они больше влияют на те части страны, которые связаны, с экспортом - Бендер-Аббас, всё-таки, достаточно сильно завязан на Дубай. Здесь становится понятно, что санкции негативно влияют на развитие Ирана", - сказал политолог, добавив, что при этом никакой обречённости в глазах иранцев не видно, население воспринимает невзгоды со стойкостью шиитов. "Разговоры о том, что при этом усиливаются какие-то тенденции к оранжевой революции, не имеют никакого основания", - сказал эксперт.

Фактически, подчеркнул Евсеев, все проблемы Востока в настоящее время сосредоточены не внутри Ирана, как привыкли считать на Западе, а вокруг него, и поэтому, напротив, "ситуация нестабильности в близлежащих государствах создаёт угрозы для исламской республики Иран". В первую очередь эксперт отметил Бахрейн, одну из активных стран-участниц "арабской весны", и Кувейт. "В Кувейте идёт очень сильное брожение. Там существуют серьёзные внутриполитические проблемы, недавно возникла внешнеполитическая проблема с Ираком", - пояснил политолог.

Что удивительно, отметил эксперт, нестабильность развивается не только там, где бросается в глаза демонстрациями и беспорядками, но и в сверхстабильных в первом приближении странах наподобие газового гиганта Катара или нефтегазовой империи ОАЭ. "Здесь проблемы другого рода: во-первых, использование огромного количества приезжих людей в качестве обслуживающего персонала и не только. Я был в Дубае и отчётливо видел, что огромное количество иностранцев находится там на заработках. Это как-то ещё можно воспринять, но, если вы посмотрите, кто служит в их армии, то обнаружите, что и там иностранцев множество. Использование такого большого количества наёмников в армии создаёт угрозу смены власти за счёт другого претендента - с учётом того, что может нарушаться династийность", - объяснил Евсеев первую причину нестабильности.

Второй фактор - "аравийские монархии слишком сытые и слишком спокойные, но это спокойствие может в один день рухнуть, если начнутся очень серьёзные проблемы, например, в восточной провинции Саудовской Аравии - если зона нестабильности в Бахрейне каким-то образом расширится. Тут может не хватить просто денег на то, чтобы вовремя погасить все эти проблемы, которые возникают. Несмотря на наличие огромных денег, проблема передачи власти либо стоит (прямые наследники саудитов, всё же, очень старые), либо может возникнуть. Ведь порой власть передаётся с нарушением династийности", - заметил политолог.

Таким образом, подытожил эксперт проблемы "беспроблемных" стран, "богатые государства очень хотят отодвинуть от себя угрозу, которая не может отойти далеко, и на каком-то этапе она может вернуться, причём в чудовищном виде", предложив обратить внимание, в частности, на соседей Саудовской Аравии: в Йемене ситуация крайне неспокойная, идут бои, в Омане обстановка немногим лучше. "Возникнуть может всякое, причём необязательно угроза придёт со стороны Ирана. Она может прийти изнутри государства. И вот это, к сожалению, стараются не замечать. Считают, что на всё и везде хватит денег", - сказал Евсеев.

Ещё один проблемный фактор - озлобление ведущих государств против региональных. "Когда Катар покупает французское оружие для того, чтобы свергнуть Муаммара Каддафи, это считается благим делом. Но когда ровно это же оружие оказывается в Мали, и французы вынуждены сталкиваться с французским оружием в Мали, это французов начинает раздражать. Таких примеров масса. Американцы, которые способствовали свержению Муаммара Каддафи, сейчас с ужасом обнаружили, что не смогли даже выкупить оружие, которое было украдено со складов в Ливии. А там, в том числе, большое количество ПЗРК разошлось", - проиллюстрировал свою мысль политолог, заметив, что такого рода процессы почти не управляемы.

Иран на этом фоне, напротив, выступает как оплот стабильности в регионе - и вынужден сам беспокоиться о своей защите от конфликтов у соседей. "Иран, наоборот, думает, как бы его не затянули те провинции, которые граничат с арабскими государствами, или провинции, которые примыкают к Ираку. Иран не хочет, чтобы эта нестабильность к нему перекинулась вот в чём дело. А у нас про это стараются не замечать", - подчеркнул эксперт, напомнив, что крупнейшие теракты происходили в иранской части Белуджистана, то есть на стыке с Афганистаном и Пакистаном.

"Получается, что говорить о том, что от Ирана идут кругом угрозы - слишком однобокое восприятие. Угрозы носят двусторонний характер Иран думает, как бы ему защититься от такого рода угроз", - заявил В.Евсеев, призвав не преувеличивать роль Ирана в событиях в том же Бахрейне.

Ещё одно предубеждение против Ирана - диктат исламизма. По словам политолога, на конференции не прозвучало ни слова политической или религиозной пропаганды, а местные эксперты оказались трезво оценивающими ситуацию как в Иране, так и вокруг. "Не стоит верить, что в Иране смотрят на всё только через призму ислама. Другой вопрос, конечно, кто принимает решения, но то, что объективная информация имеется - вот это я могу подтвердить", - высказал своё мнение политолог.

Наконец, отметил эксперт, преимущество Ирана сейчас в том, что он готов к любому развитию событий на Ближнем и Среднем Востоке к любому сценарию. "Не надо думать, что Иран рассчитывает только на Аллаха и молится. Они пытаются как-то изменить там, где могут, во всяком случае, Иран очень чутко воспринимает всё то, что происходит. Религиозный оттенок имеет место, но это не значит, что он затуманивает им глаза просто они так воспринимают мир с учётом их исторического прошлого", - пояснил директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев.
12405 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября