Отказ иранских властей от организации хаджа в связи с отсутствием гарантий безопасности для граждан ИРИ со стороны Саудовской Аравии является еще одной ступенью эскалации политического противостояния между Эр-Риядом и Тегераном, в котором религия используется как один из инструментов конфликта, заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Института востоковедении РАН Виталий Наумкин.
Напомним, что данная конфликтная ситуация порождена сочетанием двух событий, усложнивших отношения между Ираном и Саудовской Аравией: гибели 464 граждан Исламской Республики в ходе прошлогоднего хаджа и разрыва дипломатических отношений между странами из-за нападения на аравийское посольство в Тегеране, спровоцированного казнью в Саудовской Аравии шиитского проповедника Нимра ан-Нимра. Желая дополнительно защитить своих граждан во время хаджа, Тегеран вел переговоры с Эр-Риядом о предоставлении им дополнительных гарантий безопасности и медицинской помощи, однако накануне они закончились ничем: аравийская сторона отказалась выполнять требования Ирана, и иранские власти констатировали невозможность совершения хаджа для иранцев в этом году.
Как пояснил директор Института востоковедения РАН, это событие - результат продолжающегося соперничества между двумя станами за влияние на исламский мир. "Предполагать скорейшее урегулирование этой проблемы не приходится, поскольку, на самом деле, это очень глубокий конфликт. Саудовская Аравия представляет себя защитницей всей суннитской части исламского мира, а Иран - шиитской. Сегодня шиитско-суннитские противоречия велики", - напомнил он.
У обоих государств накопились взаимные претензии друг к другу. "Саудовская Аравия обвиняет Иран во вмешательстве во внутренние дела стран Персидского залива - в Йемене и Бахрейне, а также считает, что Иран распоряжается во многом политической жизнью Ирака и поддерживает "Хезболлу". Вследствие всего этого ей трудно примириться сегодня с Тегераном. Иран, со своей стороны, обвиняет Саудовскую Аравию в том, что она стоит за действиями террористических группировок и якобы поддерживает ДАИШ, "Джебхат ан-Нусру" и других. Эти очень сложные противоречия дают о себе знать в подобном виде, и не позволяют решать многие конфликтные ситуации, которые в регионе существуют", - подчеркнул Виталий Наумкин.
По его оценке, главным следствием отмены хаджа для граждан Ирана в этом году станет наращивание напряженности в отношениях между суннитами и шиитами и все большее затруднение урегулирования конфликтных ситуаций в регионе. В то же время, сам вопрос хаджа в будущем будет урегулирован, ожидает директор Института востоковедения РАН.
"Я думаю, стороны будут договариваться. Ограничения, которые Саудовская Аравия может наложить на иранских паломников, с точки зрения религиозных обязанностей мусульман, кем бы они ни были суннитами или шиитами - неприемлемы. С другой стороны, Иран постоянно обвиняет Саудовскую Аравию в том, что она не может обеспечить безопасность паломников. Тем не менее, учитывая, что хадж это исключительно религиозный, не политический вопрос, стороны все же способны договориться о том, как именно иранские паломники могут поехать в Мекку, и проблема на этом направлении больше не будет обостряться", - выразил надежду Виталий Наумкин.