Главы стран-участниц "нормандского формата" переговоров по разрешению кризиса в Украине – президент России Владимир Путин, канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд и президент Петр Порошенко – сегодня официально подтвердили свое участие в вечернем переговорном раунде в Минске, в ходе которого, как ожидается, высока вероятность достижения новых договоренностей по прекращению вооруженного противостояния в Донбассе.
Сами главы государств пока сдержанны в своих оценках предстоящей встречи, однако Reuters, со ссылкой на свой дипломатический источник в России, сообщает, что мирное соглашение, которое удовлетворит все стороны конфликта, будет заключено с вероятностью в 70%, так как "президенты не приезжают (в Минск) без причины". В преддверии переговоров "Вестник Кавказа" опросил экспертов на предмет их ожиданий от встречи Путина, Меркель, Олланда и Порошенко в столице Белоруссии.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным отношениям, сенатор от Рязанской области Игорь Морозов считает, что интерес ЕС к прекращению в первую очередь конфликта с Россией позволяет ожидать результатов. "Вопрос в нюансах, то есть в том, где будет проводиться линия соприкосновения войск: от письма и соглашений сентября прошлого года или по фактическому положению дел сегодня? Мне кажется, что уже после сентябрьских переговоров украинские вооруженные силы столько раз нарушали саму суть и дух соглашений, что, конечно, линия соприкосновения должна быть проведена по нынешнему разграничению войск. Само прекращение огня, разумеется, должно быть сделано немедленно – полагаю, все участники переговоров едины в этом. Также я думаю, что для определения статуса Донбасса необходимо прописать конфедеративное государственное устройство с собственным правительством, самостоятельной экономической и социальной политикой востока Украины. Я думаю, что это самый главный вопрос", - поведал Игорь Морозов.
Член Общественной палаты РФ Сергей Марков считает, что итогом дипломатического саммита в Минске станет договоренность о тактическом перемирии. "То есть об остановке наступления вооруженных сил Новороссии в обмен на прекращение терроризирующих обстрелов армией Украины жилых районов и инфраструктуры городов Донбасса. Плюс будет усилен мониторинг всей этой ситуации на местах, с отводом тяжелой артиллерии и несколькими разными демилитаризованными зонами – конечно, если в последний момент США не сорвут весь этот процесс", - заявил Сергей Марков.
Политолог Алексей Полтораков, напротив, не ждет каких-либо значительных результатов. "Ни до чего серьезного стороны не договорятся. Если что-то и удастся согласовать, то достигнутые договоренности будут носить, скорее, технический характер, вроде того, что стороны подтвердят желание установить режим прекращения огня и подискутируют, на сколько километров и какую именно тяжелую артиллерию отводить. Здесь до сих пор не снята проблема взаимного недоверия: Запад не доверяет российским политико-дипломатическим гарантиям, а Россия не желает давать военно-политические гарантии. Поэтому, в конечном итоге, как я вижу, стороны в очередной раз договорятся договариваться и не более", - подчеркнул Алексей Полтораков.
Замгендиректора Центра по изучению постсоветского пространства ИАЦ МГУ Александр Караваев полагает, что к какому-либо позитивному результату стороны придут. "В принципе, каждая такая встреча приводила к кратковременным передышкам на линии соприкосновения регулярной украинской армии и ополчения. Конечно, перемирия длятся недолго, о политических договоренностях речи не идет, но одним из существенных результатов формата является возможность более масштабного обмена пленными. Уверен, после этой встречи мы можем ожидать некоторого ослабления боевых действий на конкретных участках, хотя и надо исходить из того, что, возможно, сами обстрелы населенных пунктов не прекратятся, учитывая, что Киев не отказывается от силового давления", - отметил Александр Караваев.
Научный сотрудник института международных исследований МГИМО Леонид Гусев ожидает, что договоренность будет достигнута. "Мне кажется, договориться должны, на это указывают и слова Порошенко о том, что он едет в Минск с надеждой на мир. Очень показательно, ведь Киев – воюющая сторона. Что касается остальных участников, ДНР и ЛНР тоже заявляют, что им хотелось бы определить окончание военных действий, ведь это на данный момент главное, а уже после можно определять ситуацию в целом, как будут эти так называемые республики существовать в экономическом и политическом плане. Мне кажется, договоренность должна быть достигнута, дабы не началось полномасштабное военное противостояние в тех условиях, когда США не исключают поставку военной техники и летальных вооружений на Украину", - сказал Леонид Гусев.
Политический консультант, директор компании "Слободчук и партнеры: политика, PR, выборы" Сергей Слободчук также оценивает вероятность позитивного исхода переговоров как высокую. "Правда, мы пока не владеем информацией о том, как именно выглядит повестка переговоров в Минске, но в последнее время и президент Украины, и российская сторона демонстрировали, скажем так, свое нежелание дальнейшей эскалации военных действий на Донбассе. Вопрос в том, чья линия выиграет: тех, кто нацелен на мирное урегулирование, или линия "партии войны" из числа западных стран, которые не несут никаких издержек от военных действий на Украине и с помощью этого могут решать свои геополитические интересы", - сообщил Сергей Слободчук, обратив внимание на тот факт, что Порошенко не является единственным центром власти в Украине, "и, даже если он согласится на мирное урегулирование, его голос может оказаться далеко не решающим".