На сегодняшний день в районе КПП "Верхний Ларс", скопилось порядка 240 машин, 200 из них – большегрузы. "Это 255 человек. Там с ними работают наши психологи, развернут пункт отдыха. Туда выехал сейчас начальник главного управления, там развернута работа оперативной группы главного управления, решаются вопросы по обеспечению горячим питанием, которое обеспечивает администрация города Владикавказа и Владикавказский пищевой комбинат питания. Воду подвозим людям. Пытаемся информировать водителей, чтобы они не пытались проехать по маршруту: во-первых, потому что ожидание займет очень много времени, это как минимум две недели, к тому же еще дорога закрыта и в связи со значительным повреждением дорожного полотна сошедшим селем на территории Грузии", - сообщили в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" в пресс-службе МЧС Северной Осетии.
"Там не просто сошел сель, который нужно расчистить, там еще и повреждено порядка 400 м дорожного полотна. То есть работы там предстоят довольно серьезные. Ведутся переговоры о том, чтобы людей отправить в Новороссийск на пароме, потому что объездные пути нужно искать в любом случае. С другой стороны, там много граждан Армении на большегрузах, а другой дороги для них нет, потому что они не могут ехать через Азербайджан по понятным причинам. Они, конечно, вынуждены стоять. А так пытаемся организовать, чтобы люди попали к месту своего следования альтернативными путями. Есть взаимодействие с департаментом ЧС МВД Грузии, информационный обмен происходит по нескольку раз в день. Этим же департаментом было оказано содействие российским туристам, которые находятся на территории Грузии. Они вертолетом перекинули людей через сель, и, по нашим данным, 46 человек уже прошли пограничный контроль. В шаговой доступности есть гостиница: там, правда, не очень много мест, но она есть, и недалеко от пропускного пункта. В общем, чем можем, пытаемся помочь", - отметили в пресс-службе ведомства.
На вопрос, какие альтернативные варианты существуют для тех, кто поехал в турпоездку на собственных автомобилях, представитель осетинских спасателей рассказал, что есть вариант проехать через Азербайджан. "На территорию России можно выехать через Азербайджан - к границе с Дагестаном по побережью Каспийского моря. Впрочем, можно и развернуться – такая возможность есть. Просто у людей свои жизненные обстоятельства: у кого-то, может быть, нет денег, у кого-то другие проблемы… То есть там не так, что люди попали в тупик, им некуда деться, и они как в мышеловке: нет, там можно развернуться и уехать другим путем. Для легковушек это проще, потому что люди едут не по работе, а по своим делам, и могут развернуться. А вот именно с большегрузами, и большей частью – армянскими, проблема: для них, по большому счету, альтернативного пути нет", - заключил представитель североосетинского МЧС.
Напоним, в минувший четверг, 23 июня, мощный сель, сошедший в Дарьяльском ущелье Грузии после сильных осадков, заблокировал почти полкилометра Военно-грузинской дороги. У основания Девдоракского ледника на участке 134-135 км дорога Мцхета-Степанцминда-Ларс оказалась повреждена разлившейся рекой Терек. Река вышла из русла и потекла прямо по трассе.
Властям из-за опасности еще большего схода селя пришлось полностью эвакуировать грузинский контрольно-пропускной пункт (КПП) "Казбеги" и всех находящихся на пункте пассажиров. Следующим утром на вертолетах МВД Грузии из Дарьяльского мужского монастыря из-за селевого потока были эвакуированы 70 человек, включая зарубежных туристов и работников таможенного терминала.
Как заявил первый вице-премьер, министр экономики и устойчивого развития Грузии Дмитрий Кумсишвили, на восстановление дороги в Дарьяльском ущелье понадобится примерно до двух недель. "Ресурсы, разумеется, мобилизованы. У нас в государственном бюджете предусмотрены средства, необходимые для ликвидации стихии. По имеющейся у меня вчерашней ночной информации, нам потребуется где-то 10 дней, две недели для того, чтобы восстановить эту оборвавшуюся дорогу", - отметил он, добавив, что сроки могут и увеличиться.
Военно-грузинская дорога на сегодняшний день - единственная доступная наземная трасса, ведущая из России в Грузию и Армению. Отсутствие альтернативных автомобильных маршрутов порождает проблемы не только для жителей региона, а, в первую очередь, для поставок товаров и продуктов питания, которые осуществляются большей частью большегрузным автотранспортом.