Спустя девять дней после сенсационного заявления президента Армении Сержа Саргсяна о намерении страны вступить в Таможенный союз, озвученного во время визита в Россию, после того, как улеглись первые страсти вокруг этого события как в самой Армении, так и в России и Евросоюзе, российские и армянские эксперты собрались вместе для того, чтобы ответить на ключевые вопросы об Армении на перепутье между РФ и ЕС: о перспективах её членства в Таможенном союзе и возможном развитии отношений с Европой в рамках "Восточного партнёрства", ближайший саммит которого состоится уже в ноябре этого года в Вильнюсе.
Координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Александр Скаков в начале встречи обратил внимание на то, что оба вектора интеграции Армении на постсоветском пространстве и с Европой пока что существуют только в виде проектов и никаких дорожных карт нет. "Я могу только выразить надежду, что такая карта всё-таки появится, с учётом мнения всех членов, а также именно экономической составляющей, а не политики", - заявил Скаков.
Чрезвычайный и полномочный посол РФ в Грузии и Армении (2009-2013), директор региональных программ Института каспийского сотрудничества Вячеслав Коваленко, признав, что дорожной карты до сих пор нет ни у Евросоюза, ни у Таможенного союза, подчеркнул, что у обеих сторон имеется политическая воля, и это главное. "Кто нам мешает эту карту выработать, когда у нас есть политическая воля?", - спросил Коваленко, отметив, что России необходимо интегрировать Армению в первую очередь с регионами и предприятиями малого бизнеса, что поспособствует сельскохозяйственной реформе в республике.
"Большое количество армян проживают на юге РФ, скорее всего, они поедут учиться в Ереван, где можно отрыть филиал МГУ. Тогда они останутся на родине и будут её стимулировать. В Армении сейчас всего 100 центров по бесплатному изучению русского языка. Их не хватает, в стране огромные очереди, чтобы изучать язык", - привёл эксперт два примера гуманитарного потенциала для интеграции Армении со странами Таможенного союза.
Директор армянского филиала Института стран СНГ Александр Маркаров предложил объективно взглянуть на то, что даёт вступление Армении в ТС. "Оно однозначно укрепляет и билатеральное сотрудничество в экономике, и военно-техническое сотрудничество, которое всегда стояло во главе угла. Российские инвесторы являются основными инвесторами, они присутствуют во всех секторах экономики", - сказал Маркаров.
"Если мы говорим о качественно новом сотрудничестве, опять же, нужно посмотреть объективно, что оно даёт. Ясно, к примеру, что малый и средний бизнес могут получить определённые выгоды. Выиграет и гуманитарная составляющая - открытие того же филиала МГУ. Эти все инициативы давно известны, но необходимо наполнить их новым содержанием и вывести на качественно новый уровень", - призвал он.
По мнению директора Института Кавказа Александра Искандаряна, решение вступить в ТС было прежде всего политическим, исходившим, скорей всего, из соображений безопасности. "Российского бизнеса здесь действительно много, бизнесмены из России были и будут продолжать работать. Знание русского языка в Ереване повсеместно и эти факторы также работают. Однако здесь существуют объективные сложности, к примеру, отношения России с Грузией. Есть проблемы с доставкой Грузов в Грузию", - обратил внимание Искандарян.
Скаков в ответ заметил, что восстановление сквозного железнодорожного сообщения сейчас упирается в статус признания Абхазии и Южной Осетии, чего не произойдёт ещё очень долго, причём, по мнению эксперта, это случится скорее со стороны Брюсселя, чем со стороны Грузии. "Есть другие проекты: например, дорога из Владикавказа в Тбилиси, таким образом можно обойти проблему Южной Осетии и Абхазии. Все вопросы решаемы, ничего не решаемого здесь нет", - заверил собравшихся Скаков.
Искандарян подчеркнул, что в журналистском сообществе то, что происходит вокруг Армении этой осенью, неверно называть выбором "или-или". "Модус политики Армении - это всегда "и-и". Мы работали с США и Ираном, с Грузией при Саакашвили и РФ. Да, это нелегко. Есть всего одна красная черта, которую Армения переступить не может - это безопасность", - отметил политолог.
"С армянской стороны есть желание продолжать процесс взаимодействия с европейцами. Не в этой - так в других сферах. Фирменная марка армянской политики - комплементаризм. Ничего не кончилось в отношениях с ЕС и дорога будет продолжаться. Мы можем брать и то хорошее, что нам даёт РФ, и то, что даёт Европа", - заявил Искандарян.
Маркаров согласился с ним в том, что переговорный процесс будет продолжен. " В рамках этого процесса нам необходимо взвешивать каждую деталь. Вряд ли в Европе существует механизм, предоставляющий нам гарантии безопасности в нашем регионе. Армения приняла свое решение. Оно обосновано, оно национально и понятно", - резюмировал он.