Политика Федеральной резервной системы (ФРС) США перестала влиять на российский кредитный рынок, заявил директор департамента исследований и прогнозирования Банка России Александр Морозов, выступая на финансовом форуме, организованном газетой "Ведомости".
Говоря о том, в какой степени нормализация политики Европейского центрального банка (ЕЦБ) и ФРС влияет на Россию и на денежно-кредитную политику ЦБ РФ, он отметил, что наблюдается "определенная дивергенция политик": в США и еврозоне политика нормализуется за счет роста ставок, а в России - за счет их снижения. "То есть процентный дифференциал между ставками в России и ставками в США и еврозоне снижается", - констатировал Морозов.
По его словам, возможность сохранения этой дивергенции для России очень положительный фактор. Это стабилизирует российский финансовый рынок, считает директор департамента исследований и прогнозирования ЦБ России. Он обратил внимание, что накопленный Россией в период шоков процентный дифференциал настолько значительный, что позволяет минимизировать или, по крайней мере, сократить эффект мировых финансовых рынков на российский рынок.
В случае, если в среднесрочной перспективе ставка ФРС поднимется до уровня, который считается нормальным (условно - 2,75%-3%), то, исходя из реальной ставки 2,5%, можно спокойно выходить на уровень 6,5% по ключевой ставке ЦБ, полагает Морозов. Движение от нынешнего уровня ставки в 8,25% до 6,5% "не должно вызывать серьезных пертурбаций на финансовых рынках", добавил он.
"Влияние ставок ФРС на российский кредитный рынок исчезло, его нельзя выявить", - цитирует директора департамента Центробанка РИА Новости. Он ожидает, что такая потеря взаимосвязи - изменение ставок ФРС и политики российского финансового регулятора - будет продолжаться до тех пор, пока процесс нормализации политики ФРС, ЕЦБ и ЦБ России не завершится.
"В перспективе нескольких лет, по идее, можно ожидать отсутствия значимых связей между политикой ФРС и действиями Банка России", - резюмировал директор департамента исследований и прогнозирования Центробанка России.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" председатель правления Национальной валютной ассоциации Дмитрий Пискулов, часть влияния ставки ФРС на российскую финансовую систему осталась, но она касается только операций с долларами. "Речь о кредитах из депозитных долларов США, привлекаемых российскими банками. По ним формируется процентная ставка, которая сама по себе может и не зависеть от динамики учетной ставки ФРС США, однако косвенное влияние сохраняется: если, к примеру, ФРС резко поднимет ставку на 2-4%, стоимость валютных ресурсов у нас тоже поднимется. В целом, в России ставка по долларовым кредитам формируется в зависимости от наличия ресурсов и их предложения; банки размещают свободные ставки, и, если у них есть долларовые депозиты на своих корсчетах, они их размещают в зарубежных банках-корреспондентах под ставку, которая, в том числе, зависит от ставки ФРС", - пояснил он.
"Если говорить, почему удалось полностью освободиться от влияния ставки ФРС, стоит предположить, что это связано со снижением кредитования российских банков, особенно из-за попадания их в санкционные списки, и вообще с закрытием линии на российские банки для долгосрочного кредитования. Отсюда потеря связи с мировыми процентными ставками доллара США. Это, в свою очередь, означает, что рынок сейчас оперирует собственными долларовыми ресурсами, находящимися внутри страны, содержащимися на счетах предприятий в российских банках, полученными от экспорта либо привлеченными по операциям валютного свопа, конвертации из рублей", - проанализировал Дмитрий Пискулов.
Профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ Александр Абрамов также отметил, что утверждение о независимости российского кредитного рынка от ставки ФРС не совсем верно. "Он верен в том плане, что формирование ликвидности банковской системы и кредитная активность банков в итоге предопределяются сейчас особенностями денежной политики Минфина. Речь о степени легкости для предприятий в получении оплаты за госзаказы, соответствующие деньги потом оседают на счетах в банке – и с одной стороны, мы имеем банковский навес от денежной ликвидности, сформированный благодаря особой политики Министерства финансов, а с другой стороны, действует жесткая, запретительная ставка ЦБ, которая тоже влияет на кредитную активность банков", - в первую очередь сказал он.
"При этом повышение ставки ФРС, особенно если оно будет сочетаться со снижением ключевой ставки в России, создает "ножницы", которые убивают доступность дешевых денег для российских банков из-за рубежа. В этом смысле кредитная активность банков в определенной степени зависит от ставки ФРС, конечно, в меньшей степени, чем от политик Минфина и Центробанка. Думаю, смысл этого заявления, скорее, в том, чтобы успокоить финансовый мир в преддверии рисков и каких-либо санкций в отношении российской банковской системы", - прогнозирует Александр Абрамов.