Сирия станет темой номер один на открывающемся сегодня саммите "Большой двадцатки" в Петербурге, заявили "Вестнику Кавказа" эксперты, отметив, что в какой-то мере встречи на этом саммите смогут склонить чашу весов в сторону мирного урегулирования, уведя страны Запада от военного вторжения в Сирию (те, что по-прежнему хотят этого).
Так, эксперт Российского совета по международным делам, чрезвычайный и полномочный посол Пётр Стегний отметил, что из-за Сирии организаторам и участникам даже пришлось перевёрстывать договорённости по повестке дня, на которой, напомним, обычно стоят мировые экономические проблемы. "Важность и глобальный характер ситуации, которая сформировалась вокруг Сирии, конечно, требует таких обсуждений. Нет сомнений, что оно будет полезно. Во-первых, в силу того, что будут высказаны и, надо надеяться, услышаны различные точки зрения по этой ситуации. Будет возможно ещё раз провести контакты по широкому диапазону мировых лидеров, а вы знаете, что идея военного удара, военного сценария вокруг Сирии вызывает очень неоднозначную реакцию как на Западе, так и на Востоке, и в Латинской Америке, поэтому разброс мнений будет достаточно широким", - оценил эксперт содержание сирийской полемики на саммите.
"Особую важность приобретают внешние контакты между Обамой и Путиным, особенно с учётом интервью Путина Associated Press, в котором подтверждена наша старая позиция, но обозначены некие новые аспекты, которые связаны с тем, что, если американцы всё-таки решат дождаться официального заключения экспертов ООН, некие предпосылки могут поменяться, поскольку Россия, как подчеркнул Путин, так же нетерпима к использованию оружия массового поражения, в том числе химического, как и другие члены международного сообщества", - отметил Стегний, добавив, что, по его ощущениям, встреча будет иметь ключевое значение для развития ситуации.
Профессор НИУ ВШЭ Леонид Сюкияйнен озвучил более сдержанную точку зрения. "Я думаю, что единственное, что может произойти на встрече - это ещё одно обсуждение, ещё одно сравнение аргументации одной и другой сторон. Очевидно, попытки и с одной, и с другой стороны найти какие-то точки соприкосновения чуть больше, чем есть. Обе стороны, уж не знаю, в равной степени или нет, заинтересованы в том, чтобы позиции были поближе друг к другу. И США, и России это нужно. Поэтому, может быть, будет какой-то результат в этом отношении", - предположил он.
"Вряд ли эта встреча может кардинально помешать, изменить американское решение нанести военный удар, но, может быть, там будут обсуждаться какие-то иные инициативы вновь, потому что военный удар военным ударом, но военный удар не решает ситуации в Сирии. Поэтому можно ожидать, что всё-таки какие-то дополнительные шаги должны быть", - заявил Сюкияйнен.
Директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин выразил мнение, что договориться о сохранении мира на Ближнем Востоке на этом саммите будет крайне трудно. "И это при том, что США всё-таки хотят урегулировать арабо-израильский конфликт, даже с учётом неудач США, которые они потерпели в войнах в Ираке и в Афганистане, это именно так можно сказать, и запланированных ударов по Сирии, которые тоже ни к чему хорошему не приведут. Здесь какие-то шансы есть, мы очень активно с США взаимодействуем, несмотря на острые разногласия по Сирии и глобальным проблемам. Здесь какой-то шанс существует", - сообщил Наумкин.
Декан факультета мировой политики МГУ Андрей Кокошин, в свою очередь, выразил надежду на то, что помимо обсуждения Сирии мировые лидеры всё же достигнут каких-либо договорённостей в экономической сфере, которой и посвящена сама G20. "Я очень надеюсь, что определённый вклад в стабилизацию международной финансово-экономической ситуации будет внесён этим саммитом. Сам факт встречи на высшем уровне уже позитивно влияет. Необходимо добиваться снижения бюджетных дефицитов, государственного долга, чтобы ответственно себя вели в первую очередь те страны, которые привели нас к кризису 2008 года, в первую очередь США", - подчеркнул Кокошин, отметив, что и здесь есть место для обсуждения ситуации вокруг Сирии, так как она встаёт в ряд американских военных авантюр, плачевно сказывающихся на мировой экономике.
"Крайне важным фактором является безответственное американское поведение в военной сфере. Война в Ираке и война в Афганистане стоили в прямом выражении $2 трлн и привели к значительному росту и госдолга, и бюджетного дефицита, которые, в свою очередь, повлияли на возникновение кризиса 2008 года. Буша переизбрали, но к кризису привели", - напомнил эксперт, чем заканчивались американские военные операции на Ближнем Востоке в недалёком прошлом.