Закон о новых санкциях, вводимых США против России, обязывает американские власти следить за тем, чтобы российские граждане и те компании, которые уже находятся под санкциями, не получали помощи от иностранных граждан и компаний.
Как пояснили в американском Минфине, санкции будут применяться и в отношении иностранных (то есть неамериканских) лиц и компаний, которые помогают проводить сделки в интересах россиян, уже находящихся под санкциями США. Так называемые вторичные санкции подразумевают целый набор мер против неамериканских лиц, сотрудничающих с запрещенными российскими секторами, проектами и лицами: теперь им могут подвергнуться банки и компании по всему миру, они сотрудничают с россиянами из санкционных списков, - передает РБК.
Закон обязывает президента США вводить санкции против иностранных финансовых институтов, о которых известно, что они содействуют "значимым финансовым транзакциям" в интересах российских лиц, внесенных в санкционный список в связи с конфликтом на Украине. Им грозит запрет на открытие или ведение корреспондентских счетов в США, то есть фактически изоляция от американской долларовой системы.
Минфин США рассматривает данные санкции в качестве обязательных и намерен в действительности использовать данную статью в отношении неамериканских банков, которые осуществляют существенные транзакции с российскими лицами, включенными в список блокирующих санкций.
"Содействие" транзакциям будет пониматься достаточно широко и будет затрагивать предоставление валюты, финансовых инструментов, ценных бумаг, любую "передачу ценности", а также оказание услуг любого рода, включая предоставление персонала, программного обеспечения, технологий, а их "существенность" будет оцениваться по "совокупности фактов и обстоятельств", исходя из масштабов, количества и частоты сделок.
Закон также делает обязательным введение санкций против граждан и компаний за пределами США, которые будут замечены в содействии "существенным транзакциям" в интересах санкционных российских лиц, и они затронут не только тех, кто имеет отношения с фигурантами списка блокирующих санкций, но и с теми, кто находится под менее жесткими, секторальными санкциями, а это крупнейшие нефтяные компании, госбанки и госкорпорации. Причем наказать могут иностранцев и за то, что они помогают проводить транзакции близким родственникам лица под санкциями (супруги, родители, братья/сестры, дети), а само наказание подразумевает блокировку активов в американской юрисдикции.
Ограничения в отношении корреспондентских счетов в США могут быть введены и против российских банков, которые осуществляют такие транзакции, причем не исключено, что будет подготовлен список банков, которые будут подпадать под такие ограничения по аналогии с существующими списками иранских банков.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, сейчас важно понять, насколько последовательно будет применяться новый закон. "Нужно проанализировать эти пояснения Минфина США, хотя, конечно, эти решения возмутительны, такое наглое поведение американских партнеров вызывает только удивление и возмущение. Выходит, что они теперь вмешиваются в российскую юрисдикцию, и, очевидно, мы должны продумать комплекс мер, которые позволят нейтрализовать эти действия. Что-то уже делается, что-то придется еще предпринять", - сказал он.
По оценке депутата, крупнейшие экономические партнеры России могут проигнорировать эти санкции. "Китай, конечно, будет действовать с оглядкой, но он все же достаточно гордый с точки зрения вмешательства в его внутренние дела – а пояснения Минфина к закону означают как раз вмешательство во внутренние дела стран. То же самое касается и Индии, думая, она продолжит работать с российскими организациями независимо от решения США. Что касается вывода активов российских компания из Америки, то они и так давно уже это делают", - обратил внимание он.
"В краткосрочной перспективе это будет иметь негативные имиджевые последствия для самой Америки, ведь все страны, которые взаимодействуют США, то есть практически весь мир, насторожатся. Крупнейшие страны будут десять раз думать перед тем, как начинать работать со страной, позволяющей диктовать им условия исходя из своих внутриполитических соображений. Уход их от доллара ослабит США на мировой арене, доверие к национальной валюте США будет подорвано, и страны постепенно перейдут на взаиморасчеты в национальных валютах", - прогнозирует Анатолий Аксаков.
Директор Центра изучения США имени Рузвельта при МГУ имени М. В. Ломоносова Юрий Рогулев поведал, что пояснения к данному закону не столь существенны, гораздо важнее то, как он будет применяться на практике. "А применять его должна исполнительная власть, то есть президент и Государственный департамент. Вопрос в том, как они будут толковать эти положения закона, - потому что любое положение закона поддается определенной трактовке. Именно от этого будут зависеть конечные результаты", - пояснил эксперт.
"Текст закона может быть любым, отдельный и большой вопрос - насколько это можно реализовать, насколько с этим согласятся другие компании, согласится ли американский бизнес. Пока последствия этого закона трудно предсказать", - уточнил директор Центра изучения США имени Рузвельта.
Он предупредил, что новые антироссийские санкции принесут негативные последствия для США, если Вашингтон будет расширять их на другие компании - не американские и не российские, а европейские или азиатские, которые сотрудничают с Россией. "О возможном экономическом ущербе пока судить трудно. Но если будут затрагиваться интересы других стран, то, конечно, США могут попасть в непростую ситуацию, как уже бывало и ранее", - заключил Юрий Рогулев.