Вестник Кавказа

США и Турция перейдут от визового конфликта к военному?

Анкара может закрыть военно-воздушную базу "Инджирлик" для ВВС США из-за приостановки выдачи американских виз гражданам Турции. Информация об этом появилась сегодня в турецких СМИ.

Накануне Вашингтон принял решение прекратить выдачу любых виз турецким гражданам, кроме иммиграционных, во всех американских дипломатических миссиях в Турции.

В качестве причины такого решения в Вашингтоне назвали арест сотрудника стамбульского генконсульства США Метина Топуза, обвиняемого турецкими властями в связях с запрещенной в стране организацией FETO.

В свою очередь, Турция также приостановила выдачу виз гражданам США. Напомним, ранее Германия завершила вывод с базы "Инджирлик" реактивных военных самолетов "Торнадо", разместив их на базе "Аль-Азрак" в Иордании.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко, Реджеп Тайип Эрдоган вполне может поставить вопрос о закрытии базы "Инджирлик" для американских ВВС. "Безусловно, при этом президенту Турции придется встретиться с серьезным сопротивлением в НАТО, в частичной компетенции которого находится "Инджирлик", поскольку США являются главным компонентом Альянса. Но, думаю, Эрдоган уже задал тенденцию ослабления зависимости Турции от Запада, и он будет продолжать эту тенденцию во всех областях. Вопрос лишь в том, насколько интенсивно и быстро он будет проводить ослабление, и это будет зависеть от того, как поведут себя США, как будет развиваться ситуация в Сирии и какие внутриполитические проблемы самому Эрдогану придется решать. Маловероятно, что тенденция будет реализована радикально – слишком много сдерживающих факторов – но в ее реализации не приходится сомневаться", - считает он.

По его оценке, Вашингтон в этом конфликте с Анкарой стремится ослабить позиции президента Турции. "США хотели бы сохранить свое присутствие в этом регионе, и Турция некоторое время была их плацдармом, управляемым и в военном отношении, и в политическом. Сейчас этого очень мало, и США, видимо, думают, что дело в Эрдогане, и нужно сменить его на более податливую, более проамериканскую фигуру. Эрдоган, в свою очередь, вступая в конфликт с Вашингтоном, претендует на роль регионального лидера, которому необходима большая свобода маневра и в политическом, и в экономическом, и в военном отношении. США его, естественно, ставят в свои рамки и побуждают действовать больше в своих интересах. Столкновение этих двух позиций – стремление США сохранить Турцию в качестве своего плацдарм и стремление Эрдогана сделать страну более самостоятельной – и приводит к текущим проблемам в их отношениях", - подчеркнул Владимир Оленченко.

Руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев, в свою очередь, связал текущий виток конфликта между Анкарой и Вашингтоном с их разногласиями по Сирии. "Хотя официально американцы поддержали операцию турецких ВС и оппозиционной ССА в Идлибе, это не отменяет того факта, что есть определенные силы в США, для которых наличие террористического кармана в Идлибе так или иначе выгодно. Также это может быть связано с курдской проблемой, потому что ясно, что, подходя к Идлибу, турецкие войска начинают окружать со всех сторон курдский кантон Африн, где у американцев могут быть некоторые интересы. У Эрдогана с Трампом весьма конструктивные отношения, хотя внешнюю политику определяет не только президент США, а влияние Трампа на это направление сейчас вообще минимально. И тем не менее, я думаю, что турецко-американским отношениям очень трудно навредить сильнее, чем текущим ограничением выдачи виз", - считает он.

В связи с этим эксперт не ожидает, что конфликт может дойти до разрыва дипотношений между США и Турцией. "Пока что мы не видели от турецкой стороны резких комментариев против Вашингтона. Было заявление Эрдогана, что Запад поддерживает террористов, но это не было адресовано лично США. При этом Анкара сейчас находится в более выгодном положении, поскольку турки сейчас американцам важнее и нужнее, чем наоборот: очень мало стран на Ближнем Востоке, которым Вашингтон может хоть как-то доверять, а с Турцией можно, по крайней мере, сохранять конструктивный диалог. Неслучайно при администрации Барака Обамы вице-президент Джо Байден часто приезжал в Турцию, и даже в самые жесткие месяцы противостояния говорил о том, что для Америки Турция является важным партнером, и потому они пытаются как-то договориться, понять и услышать друг друга. Так что, я думаю, последствия не будут слишком уж серьезными, и дело ограничится дипломатической перепалкой", - ожидает Юрий Мавашев.

Он согласился с Владимиром Оленченко в том, что США в этом конфликте с Турцией стремятся навязать Анкаре свою волю. "Складывается ощущение, что в американской администрации те люди, которые занимаются политикой в отношении Турции, до сих пор не поняли, что республика изменилась кардинально и нельзя с ней разговаривать так, как разговаривали вчера. Вашингтон, по сути, и здесь отстаивает старую картину мира, где весь Ближний восток под их влиянием, пусть она и рушится, как карточный домик. Турция, в свою очередь, отстаивает свою картину мира, где Анкара строит новую Турцию как регионального лидера. И действительно, сегодня нет ни одного серьезного регионального и даже мирового процесса, в котором так или иначе Турция не была бы представлена. Раньше страна воспринималась в большей степени как курорт, южный фланг НАТО, но не более того. А сегодня ситуация совсем иная, и турецкие власти стремятся отстоять новую Турцию в том числе и перед США", - заключил востоковед.

24370 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября