Начиная с 1 октября, Visa снимает с себя обязательства по гарантированному обслуживанию операций по картам банков из России. Соответствующее письмо она направила участникам системы.
"Visa сообщила, что с 1 октября, если авторизационные запросы (получение одобрения от системы на проведение операции) по локальным операциям (внутри России) будут поступать в Visa, она не гарантирует их обработку", - приводит слова одного из участников рынка "Коммерсантъ".
В Visa подтвердили, что это письмо было послано всем банкам.
Таким образом, к началу октября Национальной системе платежных карт (НСПК) необходимо целиком взять на себя все операции Visa. Пока нет уверенности в том, что к этому моменту она будет в полной мере готова к выполнению этой задачи, поскольку поскольку в НСПК все еще проводятся некоторые настройки, однако специалисты не ожидают серьезных сбоев. Их уверенность основана на том, что Visa очень дорожит своей репутацией на рынке.
Напомним, что первоначально все платежные системы должны были быть переведены в НСПК еще до 31 марта. Visa не смогла уложиться в этот срок, поэтому было объявлено, что она сможет завершить все необходимые мероприятия до 31 мая. Однако к этому моменту системе удалось это сделать лишь частично. Была реализована схема, в рамках которой банки-эквайеры должны направлять авторизационные запросы в НСПК, а НСПК уже передает их Visa. Полностью отойти от нее и окончательно переключиться на Национальную систему платежных карт планировалось в третьем квартале, однако и в этот раз уложиться в установленные сроки не удалось. По оценке специалистов, на то, чтобы окончательно завершить переход, Visa необходим еще месяц.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" доцент кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" РАНХиГС Василий Якимкин, что возможный отказ системы сильно ударит по ее российским клиентам, "потому что более 50% или около того владеют картой Visa. "В принципе, если какие-то санкции со стороны США и Европы будут ужесточаться, от Visa потребуют поддержать эти санкции. Она, конечно, поддержит, и тогда, соответственно, опять будут те проблемы, которые были примерно год назад с этими картами. Я думаю, что россияне уже привыкли пользоваться банкоматами, пластиковыми картами. Поэтому, это, конечно, будет такая серьезная встряска", - пояснил он.
"Но, с другой стороны, это не смертельно, поскольку тут на подходе своя, отечественная карта. Просто это будет стимулировать переход российских банков на отечественную карту и все. Visa просто потеряет клиентов, если она действительно будет какие-то ограничения вводить по платежам", - добавил эксперт.
По его оценке, россиянам не грозит ничего катастрофического. "Если Visa действительно затормозит платежи, тогда они будут осуществляться чуть дольше. Тогда люди будут другими способами оперировать с банками. Многие и так совершают транзакции через интернет-банки, минуя пластиковые карты или подстраховываясь интернет-банком. Поэтому тут люди будут выбирать. Больше будут интернет-платежей делать, меньше через банкоматы, и все. Я ничего страшного не вижу тут. Будут какие-то временные неудобства. Потом, компании, частники, физики переориентируются на интернет-банк, на другие платежные системы, на другие карты. Тут Visa не монополист, слава богу, у нас на рынке, поэтому в случае возникновения каких-то проблем люди просто найдут другие карты и все", - резюмировал Василий Якимкин.
В свою очередь профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ Александр Абрамов настроен более оптимистично. "Насколько я понимаю, речь идет просто о том, что часть функций Visa применительно к картам других банков теперь будет выполнять Национальная платежная система. И если она будет работать надежно, то вряд ли это ударит по интересам держателей карт", - сказал он.
"Я все-таки думаю, что когда такие решения принимаются, как-то внутренний график люди согласовывают. И вряд ли Visa было интересно создать какой-то внутренний кризис. Поэтому мне кажется, что все-таки все должно пойти по графику. На самом деле там лишь в одной из статей кто-то об этом беспокоится. Все остальные, мне кажется, спокойно к этому относятся", - добавил эксперт.
"Переходить на другие средства коммуникации, на другой центр всегда хлопотно, но это решение не производится в течение 2-3 дней. Этот переход уже осуществляется в течение достаточно длительного времени. Поэтому мне кажется, что все все успеют", - уверен Александр Абрамов.