Россия – одна из тех стран, что в наибольшей степени заинтересованы в поиске компромиссов между Азербайджаном и Арменией для урегулирования нагорно-карабахского конфликта, заявили "Вестнику Кавказа" эксперты, продолжая тему компромисса как самого эффективного пути к достижению мира в регионе.
Напомним, ранее политологи изложили свои взгляды на возможные компромиссы по Карабаху и отметили необходимость работы с обществами двух южнокавказских республик для воплощения этих компромиссов в жизнь. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию третью часть беседы с экспертами.
Политический консультант, кандидат исторических наук Юрий Кузнецов озвучил две причины, обеспечивающие заинтересованность России в полноценном урегулировании нагорно-карабахского конфликта. "Во-первых, конфликт мешает статусу России на международной арене, поскольку его неразрешенность и неравноудаленность Москвы от Еревана и Баку позволяет внешнеполитическим оппонентам России и ее президента говорить о том, что Россия якобы является соучастником оккупации территории Азербайджана. Закрыть конфликт с точки зрения внешнеполитических резонов очень важно", - в первую очередь отметил он.
"Во-вторых, Армения как государство не имеет на сегодня ни собственной экономики, ни собственных финансов. Здесь и сейчас Армения живет за счет серых схем из России и других стран мира, в виде различных инвестиций и платежей. России республика задолжала достаточно большие деньги, которые в условиях мирового кризиса необходимо возвращать, а этот долг является на данный момент безвозвратным и все больше накапливается. Поэтому России выгодно скинуть этот балласт, который тянет назад не только экономику страны, но и экономику Таможенного союза и ЕАЭС, тем более что ближайшие союзники России в лице Белоруссии и Казахстана совсем не хотят видеть Армению в качестве экономического и военно-политического партнера. В итоге Россия максимально заинтересована в урегулировании нагорно-карабахского конфликта", - заключил Олег Кузнецов.
Депутат Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков также указал на важность для России поддержания отношений с обеими республиками как на движущий фактор в ее стремлении помочь Азербайджану и Армении найти компромисс. "Если разразится война, без российской поддержки Армения будет обречена на поражение, для нее это будет предательство, но вмешиваться в войну в угоду армянским территориальным амбициям России, чьи отношения с Азербайджаном носят стратегический характер и приносят геополитическую и экономическую выгоду, невыгодно. Поэтому Россия заинтересована уже в том, чтобы разрядить эту мину большой войны. Вопрос, конечно, в том, как это сделать", - указал он.
"Я полагаю, у России есть рычаги серьезного вразумления армянского руководства. Речь идет не о достижении полного урегулирования и снятии конфликта с повестки дня с помощью этих рычагов, но о продвижении процесса и вперед и хотя бы начале освобождения армянскими оккупационными силами территорий Азербайджана. Речь об определении, в какой последовательности должны происходить события: освобождение территорий, открытие коммуникаций, укрепление стабильности на линии соприкосновения. Если формула с помощью России будет найдена, то процесс пойдет вперед. Иначе я не исключаю, что если не осенью, то точно весной мы станем свидетелями масштабных военных столкновений", - обратил внимание Расим Мусабеков.
Директор Института политических исследований Сергей Марков согласился с тем, что Россией движет нежелание полномасштабной войны между Азербайджаном и Арменией. "Если компромисса нет, мы продолжаем строить отношения параллельно с обеими странами, повышая свое влияние за счет того, что нужны им, пока компромисс не найден – но если возобновится война, России придется нести очень высокие издержки. Как только компромисс будет достигнут, России достаются лавры миротворца и гарантии того, что ей не придется вмешиваться в войну между Азербайджаном и Арменией. Война – худший сценарий, и Москва сделает все, чтобы его избежать", - уверен он.
Гендиректор Института Кавказа Александр Искандарян указал на ограниченность российских возможностей в компромиссном урегулировании конфликта при наличии у Москвы подлинного желания решить проблему. "На самом деле, заинтересованных в том, чтобы в Карабахе вновь была война, нет: не только Россия, но и другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ, США и Франция хотят, чтобы в регионе был мир или хотя бы сохранялся статус-кво при очень низком уровне насилия, в идеале – без насилия. Россия – великая держава, как и США, и теоретически возможности надавить на стороны у нее есть, но такое давление оказываться не будет. Приоритетностью этот конфликт не обладает, а тех политических форм давления, которые существуют, недостаточно для сближения позиций сторон", - считает эксперт.
Политолог Андрей Епифанцев в связи с этим предложил совместную работу международного сообщества по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. "Достижение компромисса на тех принципах, которые описал президент Владимир Путин, дабы ни одна из сторон не выглядела однозначным победителем или побежденным, возможно, но здесь нужна не одна только Россия. Нужна заинтересованность и участие, как минимум, стран Минской группы ОБСЕ, а в принципе, широкой группы влиятельных стран мира, которые начали бы продавливать поиск компромисса, включая штрафные санкции и другие действия, предусматривающие наказание в случае неисполнения. Для этого сначала нужно получить единое видение ситуации, чтобы все страны решили: наше представление решения вопроса Карабаха таково, и либо стороны соглашаются и получают поощрение, либо не соглашаются и получают санкции", - рассказал он.
Сама по себе позиция России как посредника в нагорно-карабахском урегулировании очень сложная, подчеркнул эксперт. "Мы стараемся сохранить хорошие отношения с обеими сторонами, что не так просто. Россия не может сидеть сложа руки: Кавказ – крайне важный регион, и нам необходимо оставаться в позитивном контакте и с Ереваном, и с Баку. Именно поэтому Россия пытается поддерживать некий баланс, хотя он крайне сложно достижим, и мы видим, как обе страны, которым хотелось бы перетащить Россию на свою сторону, критикуют ее. Но другой позиции у нас не будет, Россия не встанет ни на одну из сторон в конфликте", - заключил Андрей Епифанцев.