Министерство финансов России рассчитывает, что дефицит бюджета в нынешнем году составит 2%, заявил руководитель ведомства Антон Силуанов в кулуарах ежегодной осенней встречи Всемирного банка и Международного валютного фонда.
"Ожидаем, что оптимизация расходов и улучшение собираемости доходов позволят снизить дефицит федерального бюджета в 2017 году до 2% ВВП против первоначального целевого показателя 3,2%", - цитирует его ТАСС.
По словам министра, на бездефицитный бюджет РФ может выйти в 2019 году. "В среднесрочной перспективе мы будем стремиться к дополнительной бюджетной консолидации, чтобы ликвидировать первичный дефицит федерального бюджета к 2019 году", - указал Силуанов.
Как отметила в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС Людмила Пронина, подобного сокращения дефицита бюджета Минфину удалось добиться по большей части за счет сокращения расходов. "К сожалению, идет оптимизация за счет снижения расходов по социальным статьям, по публичным нормативным обязательствам в образовании, здравоохранении и так далее. При этом в рамках конкретной госпрограммы расходы могут и не снижаться, а перераспределяться внутри нее по подпрограммам и отдельным мероприятиям. Кроме того, проект затрат на национальную экономику составляет всего 14,7% от ВВП, а это совсем небольшая цифра с учетом всех ее проблем, даже с учетом роста госинвестиций в экономику на уровне в 4%", - рассказала она.
"В аграрном секторе ситуация довольно-таки сложная: вроде бы госпрограмма по развитию сельского хозяйства не сокращается, а немного увеличивается, но расходы, которые идут на инвестиционные кредиты в сельском хозяйстве, являются довольно небольшими, льготное инвестиционное кредитование, как краткосрочное, так и долгосрочное, предусмотрено в размере порядка 58 млрд рублей по каждому направлению. Этого мало, сельское хозяйство, можно сказать, стонет от нехватки государственной поддержки. Пусть и нет в абсолютном выражении сокращения расходов, но, если смотреть на потребности развития сельского хозяйства, можно сказать, что по отношению к ВВП некоторое сокращение все же есть", - обратила внимание Людмила Пронина.
Также федеральный центр заметно оптимизировал бюджетные трансферты, то есть предоставление финансовой помощи регионам. "С 1 января Минфином вводятся очень серьезные ограничения: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности будут не более 20% и только при условии погашения долговой нагрузки. И это самая значительная оптимизация российского федерального бюджета. Напомню, что по консолидированным региональным бюджетам очень высока доля задолженности бюджетных кредитов, и по отношению к ним будет проводиться очень жесткая политика, когда дотации будут предоставлять только при погашении долгов в размере не менее 5% в год в течение 7 лет. Так бюджет сможет сэкономить значительное количество денег", - сообщила экономист.
Что касается доходов, то увеличивать их собираемость практически нечем. "В связи с проведением Чемпионата мира по футболу в следующем году Минфин не будет вводить серьезных налоговых изменений, хотя планов на это очень много (впрочем, еще неизвестно, как эти планы будут вводиться). Но вырастут акцизы, это происходит постоянно – на бензин и дизельное топливо рост цен составит до 15%, что, соответственно, отразится на цене всех товаров и услуг. И это уже согласованная налоговая нагрузка. За пределами налогов стоит отметить, что приватизация в проекте бюджета не заложена, с имуществом вообще проблема, а если взять скандалы, которые идут сейчас между крупными компаниями, то значительных доходных источников тут тоже ждать не приходится. Так что снижение дефицита бюджета достигнуто было за счет оптимизации расходов в большей мере, чем за счет повышения доходов", - заключила Людмила Пронина.
При этом обнуления первичного дефицита бюджета можно добиться именно за счет повышения собираемости налоговых доходов. "Я сомневаюсь, что нулевой дефицит получится в 2019 году – он, конечно, будет снижен, в трехлетке идет динамика на сокращение, но он все равно будет колебаться около 2%. Все будет зависеть от того, как с налогами пойдет, налоги – это самое главное, и то, чего хочет добиться Антон Силуанов, он хочет добиться за счет налоговых изменений. Он прямо об этом не говорит, но это известно", - сказала профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС.
Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов также обратил внимание, что добиться сокращения федеральных расходов удалось благодаря прежде всего экономии по ряду статей.
"Во-первых, экономия на индексации пенсий работающим пенсионерам, это достаточно большая сумма. Во-вторых, сокращение расходов на другие государственные программы, ведь все государственные программы так или иначе подверглись сокращению. Соответственно, отсутствует индексация оплаты труда работников государственных органов власти, причем их зарплата не индексировалась в течение последних трех лет. Еще определенные направления были секвестированы в рамках расходов на социальную политику", - уточнил эксперт.
По его словам, многие расходные обязательства, например, по ветеранам труда, были переданы из федерального бюджета на региональный уровень, так что их сокращение происходило уже внутри субъектов. "Плюс ко всему прочему - повышение оплаты труда работников бюджетной сферы осуществляется при помощи оптимизации численности, за счет перераспределения фонда оплаты труда оставшимся работникам", - добавил проректор Академии труда и социальных отношений.
Эксперт обратил внимание, что параллельно с сокращением расходов идет рост доходов благодаря росту налоговой базы и особенно за счет неналоговых платежей, в частности, в рамках полномочий субъектов РФ и муниципалитетов, например, введению платной парковки в Москве. "Идет работа и над повышением собираемости доходов - это ужесточение требований налоговой инспекции, которая в первую очередь борется за ликвидацию "обналички". Банки сейчас блокируют счета многих малых предприятий и ИП, если они видят, что с этих счетов не производится, по их мнению, достаточно отчислений на заработную плату, налоги, и так далее. Соответственно, это побуждает организации более активно осуществлять такие платежи", - поведал аналитик.
В дальнейшей перспективе, указал он, дополнительная бюджетная консолидация, о которой говорит Силуанов, может быть достигнута в первую очередь за счет оптимизации расходов. "Это означает, например, перераспределение денег от богатых регионов к бедным. И уже обсуждалась возможность отчислений от налога на прибыль - 1% в пользу бедных регионов. Таким образом можно будет сократить расходные программы ряда регионов, что позволит бюджету в меньшей степени выделять субвенты бедным субъектам РФ на покрытие их обязательных расходов по заработной плате, определенным социальным программам. Еще один способ - попытка собрать с госкорпораций больше дивидендов в пользу государства, а также сократить расходы на науку, образование и здравоохранение", - заключил Александр Сафонов.