Вестник Кавказа

США готовят отказ от ядерной сделки с Ираном?

Госсекретарь США Рекс Тиллерсон накануне раскритиковал соглашение о мирном характере ядерной программы Ирана и подчеркнул, что Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) не смог достичь своей цели и лишить Тегеран возможности использовать ядерные материалы в военных целях.

По словам главы американской дипломатии, СВПД "лишь отсрочил превращение Ирана в ядерное государство".

Тиллерсон подчеркнул, что Вашингтон "не собирается перекладывать ответственность" за действия нынешних иранских властей по этому соглашению на тех, кто их сменит после выборов.

"Эта сделка представляет собой тот же самый неудачный подход прошлого, приведшей нас к текущей непосредственной угрозе, с которой мы столкнулись в лице Северной Кореи", - убежден глава госдепа.

Он отметил, что при заключении СВПД были проигнорированы все другие серьезные угрозы, исходящие от Тегерана.

"Вот почему мы считаем, что нам нужно очень внимательно взглянуть на Иран с точки зрения угроз, которые он представляет во всех сферах, в регионе и в мире, а СВПД является лишь одним из элементов этого. И поэтому мы собираемся провести полную переоценку самого СВПД", - подчеркнул Тиллерсон, напомнив, что Вашингтон проводит всеобъемлющую оценку политики в отношении Ирана.

Он также назвал ядерное соглашение "еще одним примером подкупа страны, у которой есть ядерные амбиции".

"Мы покупаем их на короткий срок, а позже уже кто-то другой вынужден заниматься этой проблемой", - цитирует ТАСС главу американской дипломатии.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра изучения США имени Рузвельта при МГУ имени М. В. Ломоносова Юрий Рогулев, комментировать шаги Вашингтона во внешней политике пока трудно, поскольку администрация Дональда Трампа еще не сформирована до конца, не сформулированы четко позиции по ряду вопросов, отсутствуют официальные документы, поэтому наблюдаются колебания, скачки во внешнеполитическом курсе, и заявления меняются достаточно быстро.

"Единственное, что можно сказать определенно - то, что нынешняя администрация стремится всячески подчеркнуть свое негативное отношение к той политике, которую проводила предыдущая администрация, и, соответственно, к достигнутым ей соглашениям. Трамп пытается во всех отношениях показать, что он не Обама, и пока это желание превалирует над содержательными моментами", - пояснил эксперт.

Он напомнил, что заключение СВПД изначально подвергалось критике в том числе в США. "Я думаю, что вопрос о соглашении по иранскому атому всплыл в общем негативном хоре заявлений, связанных с Россией. За счет Ирана, Сирии, Северной Кореи нынешняя администрация стремится опровергнуть обвинения в том, что они являются "агентами Кремля", - заключил Юрий Рогулев.

Завсектором ИМЭМО РАН Сергей Ознобищев напомнил, что позиция Трампа по Ирану была жесткой еще во время его предвыборной кампании. Однако о конкретных практических антииранских шагах речи пока не идет, наблюдаются только громогласные заявления, которые, в понимании новой американской администрации, свидетельствуют о том, что Америка восстанавливает свое величие.

Конкретные же деяния США в этом направлении, по словам эксперта, могут быть очень мощными, но своей цели не достигают, при этом вызывая серьезные негативные последствия. "Какое отношение имеют удары по Сирии и Афганистану к борьбе с терроризмом? Их значение чисто демонстрационное, наподобие северокорейских военных парадов, но при этом на практике они помогают террористам", - подчеркнул завсектором ИМЭМО РАН.

Ознобищев отметил, что претензии Вашингтона к Тегерану не имеют под собой оснований, так как ключевой институт - МАГАТЭ - до сих пор не сообщал о каких-либо допущенных Ираном нарушениях. Однако такова практика американской администрации: удар по сирийскому военному аэродрому тоже был нанесен в отсутствие доказательств наличия у Дамаска химического оружия, пояснил эксперт.

Помимо прочего, агрессивный настрой США может серьезно осложнить российско-американские отношения. "Будем ждать дальнейшего развития событий. Уверен, что значительную роль может сыграть встреча президентов России и Америки. Сегодня, в отсутствие других значимых на сегодня мировых центров, которые воздействуют на эту ситуацию, кроме Пекина, занимающего позицию стороннего наблюдателя на горе, хотя и довольно влиятельного, остались только Москва и Вашингтон. Им предстоит очень много решить в самое ближайшее время", - заключил Сергей Ознобищев.

9600 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября