Мечта о свободном и справедливом арабском мире не только не осуществилась, но и вылилась в ночной кошмар, поскольку неорганизованный либерализм не сумел одолеть исламистов.
Сегодня исполняется ровно пять лет с начала "арабской весны", когда вслед за восстанием в Тунисе возникли протесты в других странах Ближнего Востока. Сейчас в регионе отсутствует стабильность, поэтому каждая страна "несчастна по-своему", пишет The Wall Street Journal.
Издание напомнило, что, когда протестное движение было на подъеме, диссиденты опубликовали сборник эссе под названием "Мечты об арабской весне": там был изображен идеальный, по их мнению, арабский мир, где мужчины и женщины равны, а атеистов не преследуют за их взгляды. Эти фантазии не стали реальностью, так как, считает автор статьи, Запад не учел, насколько сильным может быть влияние исламистов. Ошибкой было полагать, что свержение местных диктаторов не приведет к росту экстремистских настроений. Из-за неверной позиции Вашингтон сделал слишком мало, чтобы повлиять на результаты революций. Теперь же арабы могут утратить доверие к США.
Кроме того, сегодня арабские активисты больше не хотят устраивать восстания, опасаясь дальнейшего распространения шариата, репрессий против женщин, преследований по этническим и религиозным мотивам, пишет Газета.ru.
Вице-президент Российского совета по международным делам (РСМД), экс-президент Северной Осетии, дипломат Александр Дзасохов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал, что власти Туниса, с которого и началась арабская весна, сумели удержать контроль над ситуацией в своих руках и не допустить серьезной дестабилизации положения в стране. Характерно также, что на тот момент, да и сейчас, Тунис выделялся среди стран региона своей близостью к Западу и светским характером государства.
Дзасохов подчеркнул: сам тунисский народ показал, что можно противостоять росту экстремистских сил. "Надо отметить, что в рядах этих сил были не только и не столько граждане Туниса, сколько наемники, которые подтянулись под шум лжерелигиозных призывов. Поэтому арабские страны и средиземноморские страны, где уровень террористической опасности остается высоким, должны проявить интерес к опыту Туниса и взять себе на вооружение все самое успешное", - считает дипломат.
"Конечно, время для жителей Туниса было очень сложное. Но сегодня, когда арабской весне исполнилось пять лет, мы можем констатировать, что народ Туниса и его политические организованные силы, особенно профсоюзы, имеющие большой национальный и международный опыт, сыграли исключительно важную роль в выходе из кризиса. Это стало возможным благодаря прямому столкновению с экстремистскими и ретроградными силами, а также серьезному усилению законодательной базы", - рассказал он.
Эксперт положительно оценил работу нынешнего руководства Туниса, которое прошло через парламентские и президентские выборы, в которых приняли участие также неправительственные организации, включая и огромную плеяду широко известных деятелей культуры. "Они спасли страну от погружения в состояние долгого противостояния экстремизму. В Тунисе и сейчас действует чрезвычайное положение. Нам кажется, что руководство Туниса поступает правильно, сохраняя чрезвычайное положение, так как благодаря этому оно имеет правовые основания для того, чтобы упреждать возможные преступления на территории своей страны", - указал Дзасохов.
В дальнейшем позитивные по своей сути идеи "арабской весны", которые в наиболее чистом виде проявились на площади Тахрир в Египте, были извращены пришедшими к власти в том же Каире экстремистами, напомнил дипломат. "Изначально студенческая молодежь и активная часть жителей египетской столицы выступали за реформы, за повышение уровня демократии, против коррупции, за подлинные, равные права, за создание предпосылок для активной экономической деятельности и социальной жизни жителей Каира и всего Египта. Но вот эти совершенно объяснимые лозунги потом были вероломно перехвачены "Братьями-мусульманами", которые затем так оседлали, к сожалению, ситуацию, что их представитель на недолгое время оказался президентом Египта", - посетовал эксперт.
Из-за того, что исходные цели претерпели такие изменения, понятие "арабская весна" сейчас воспринимается как негативное. "Я думаю, что это повод властям стран в большом арабском мире ориентироваться на необходимость перемен, особенно в социальной сфере и сфере равных возможностей в образовании, здравоохранении, материальном обеспечении населения. Не надо абстрагироваться от материальной жизни людей. Духовные свободы важны, но и материальное благополучие тоже имеет колоссальное значение", - подчеркнул Дзасохов.
Теперь же, по словам вице-президента РСМД, мировое сообщество прикладывает огромные усилия для разрешения ситуации на Ближнем Востоке, эти вопросы остаются на самых верхних строчках мировой повестки дня. "Другое дело, что, может быть, взгляды на пути урегулирования и упреждения экстремистских течений не совпадают. Но работа в этом направлении практически не прекращается ни на один день", - поведал он.
Российская сторона, как МИД, так и президент, придерживаются мнения, что прежде всего для успешной борьбы с терроризмом необходимо единство всех участвующих в ней сил. Кроме того, по мнению дипломата, нужно глубоко - с точки зрения науки, философии, политики - осмыслить происходящие события, извлечь из них уроки и сделать их достоянием всех слоев общества, причем не только самих арабских стран, но и всего Средиземноморья, всей Европы, а также России, поскольку крупные миграционные процессы, фактически представляющие собой переселение народов, связали судьбу всех этих стран.
"Мы хотели бы, чтобы на нашем Кавказе, в этом совершенно уникальном, Богом созданном созвездии народов, пришедших из глубин веков, воцарился долгий мир и сохранилось бы все разнообразие культур и религий", - заключил Александр Дзасохов.