Россия, Азербайджан и Иран обладают значительным потенциалом развития совместной транспортной инфраструктуры в рамках целого ряда как трехсторонних, так и более глобальных проектов, и эта тема является одной из ключевых для взаимодействия в рамках треугольника Москва-Баку-Тегеран, рассказали в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" эксперты-регионоведы, комментируя предстоящую сегодня встречу президентов Владимира Путина, Ильхама Алиева и Хасана Рухани в Тегеране.
Так, заведующая сектором Ирана Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Нина Мамедова подчеркнула, что развитие экономических отношений в треугольнике Россия-Азербайджан-Иран объективно выгодно всем трем странам. "Все три страны являются экспортерами энергоносителей, и для нас важно распределять маршруты поставок углеводородов, выступая на мировом рынке действительно единым фронтом. Россия, Азербайджан и Иран могут создать на своей территории значительный транспортный коридор между Европой и Индийским океаном. Эта перспектива становится все более реалистичной с учетом разногласий между Европой и США, которые складываются с приходом к власти президента Дональда Трампа – наши объективные интересы могут совпасть с интересами европейских стран в регионе", - отметила она.
По оценке Нины Мамедовой, значительную часть переговоров президенты посвятят проблеме правового статуса Каспийского моря, поскольку ее решение позволит эффективно развивать транспортные коридоры через Каспий. "Для того, чтобы наладить регулярное сообщение по Каспию, необходимы четкие правовые условия. Думаю, президенты будут обсуждать, в основном, южную часть Каспия и освоение там транспортных коридоров. Для беседы о подключении к этим коридорам восточного берега понадобилось бы расширить число участников саммита, однако исторически так сложилось еще со времен Великого Волжского пути, что основные дороги между Россией и Персией проходили по западному берегу, через Азербайджан и Дагестан. Этот путь наиболее благоприятен с географической точки зрения: море здесь спокойнее и более располагает к судоходству. Нужно лишь договориться о правовом статусе Каспия", - обратила внимание регионовед.
Три страны объединяют интересы и в энергетической, и в транспортной инфраструктуре. "Энергетический пояс уже существует – идет обмен электроэнергии между Ираном и Азербайджаном, прежде всего, с Нахичеванской Автономной Республикой. Протянуть эту линию возможно до России, тогда подключение будет через Дагестан, и это интересная и важная с точки зрения экономики тема для переговоров, поскольку позволит полнее и органичнее связать коридор "Север-Юг", в котором заинтересованы Россия, Азербайджан, весь Кавказ и Иран, с южным коридором "Шелкового пути", инфраструктурным поясом, который предложил и активно осваивает Китай. Напомню, что этот китайский проект пока что оставляет в стороне и Россию, так как почти не затронута среднеазиатская линия, и Кавказ, но, если мы подключаем проект "Север-Юг" к этому новому экономическому поясу, он сможет органично в него вписаться. Это было бы экономически рационально, правильно и выгодно как раз для кавказских республик, России и, конечно, Ирана, которые станет центром пересечения этих двух больших транспортных коридоров", - указала Нина Мамедова.
Аналитик программы Россия-Евразия Chatham House Станислав Притчин отметил потенциал российско-азербайджанско-иранского экономического треугольника. "Сейчас мы видим, что идет подготовка к более глобальным экономическим проектам, в первую очередь, инфраструктурным, которые позволят активизировать экономическое сотрудничество, включая торговлю, местные проекты и транзитные проекты. И это понятно, ведь, когда существует развитая инфраструктура, можно более предметно говорить о том, чтобы развивать конкретные двусторонние и трехсторонние проекты", - сказал он.
"Говоря о самой встрече президентов, стоит отметить, что в этом году вновь был отложен очередной саммит "Каспийской пятерки", и данная трехсторонняя встреча президентов России, Азербайджан и Ирана, как и в прошлом году в Баку, можно сказать, проходит вместо него. У наших стран есть несколько измерений для сотрудничества. Во-первых, это Международный транспортный коридор "Север-Юг". Последние данные из Ирана говорят о том, что участок железной дороги, которая соединяет азербайджанскую Астару с иранской Астарой, достроен, а значит, фактически, этот железнодорожный сухопутный маршрут уже может быть использован", - обратил внимание Станислав Притчин.
Существуют общие интересы у трех стран и в нефтегазовой сфере. "Во-первых, это сотрудничество в рамках сделки по сокращению добычи нефти в формате ОПЕК+, ведь все три стороны являются участниками этого соглашения. Кроме того, наверняка будет обсуждаться вопрос о строительстве газопроводов в Европу: на финальной стадии сейчас находится строительство трубопровода TANAP, части азербайджанского проекта "Южный газовый коридор", а Россия развивает свой проект "Турецкий поток" - здесь, во избежание излишней конкуренции, эта тема может быть включена в повестку переговоров. Также, безусловно, в рамках двустороннего формата между президентами Алиевым и Путиным будет обсуждаться вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта", - ожидает аналитик программы Россия-Евразия Chatham House.
Политолог Ровшан Ибрагимов выразил уверенность в том, что формат встреч президентов России, Азербайджана и Ирана станет регулярным. "Это продолжение первой встречи в Баку на высшем уровне в трехстороннем формате, и я думаю, что подобные встречи продолжатся в дальнейшем, скорее всего, следующий саммит состоится в России. В первую очередь президенты рассматривают реализацию транспортного проекта "Север-Юг". На данный момент проведена довольно большая работа для того, чтобы данный проект был реализован, в частности, с азербайджанской стороны построен мост и железнодорожный путь над рекой Арпачай до границы между Азербайджаном и Ираном (советская дорога до границы не доходила). На днях иранская сторона объявила, что завершила строительство со своей стороны, то есть мост завершен, железнодорожный путь проложен, и теперь этот путь должен быть объединен на территории Ирана, что требует инвестиций порядка $1 млрд, половину из которых азербайджанское правительство готово выделить в виде кредита. Переговоры уже прошли, и, вероятно, одним из пунктов встречи президентов будет подписание соответствующего договора", - прогнозирует он.
"Все три стороны стремятся как можно скорее завершить процесс инфраструктурного развития для реализации "Север-Юга". В рамках этой работы строится новый магистральный мост на азербайджано-российской границе, поскольку старый уже не отвечает тем нормам и требованиям, которые требуют современные условия и интенсивность автомобильного сообщения между двумя странами. Не стоит забывать и то, что все три страны являются прикаспийскими и рассматривают возможные проекты, связанные с морскими перевозками. У России есть довольно интересный проект круизного сообщения между портами на Каспийском море, для этого в Астрахани сейчас строится новый круизный корабль, у российской стороны есть желание начать круизы уже в следующем году. В связи с этим одним из пунктов повестки переговоров президентов может быть не только коммерческий, но и туристический аспект взаимодействия на Каспии. То есть в целом повестка дня у президентов довольно широкая и основанная, в первую очередь, на экономических проектах", - подчеркнул Ровшан Ибрагимов.
Напомним, первая трехсторонняя встреча Владимира Путина, Ильхама Алиева и Хасана Рухани состоялась 8 августа прошлого года в Баку. По итогам саммита была подписана декларация, в которой отмечалось, что Россия, Азербайджан и Иран будут изучать возможности развития сотрудничества на Каспийском море, в том числе в сфере судоходства и морского туризма. "Стороны, рассматривая Каспийское море как море мира, дружбы, безопасности и сотрудничества, подтверждают важность скорейшего согласования и принятия Конвенции о правовом статусе Каспийского моря", - говорится в документе. Также в декларации подчеркивалось, что стороны будут углублять всестороннее сотрудничество в различных отраслях экономики на основе принципов равноправия и взаимной выгоды.