У Ирана нет никаких препятствий для вступления в ВТО, заявили "Вестнику Кавказа" эксперты, комментируя заявление посла ИРИ в Азербайджане Мохсена Пакайина о намерении Исламской Республики присоединиться к Всемирной торговой организации после снятия санкций, так как страна "будет участвовать во всех проектах, которые могут быть ей полезной".
Так, старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин ожидает, что таким образом Иран, ставший в постсанкционный период полноценным участником мировой экономики и "магнитом" для бизнеса всего мира, "сделает шаг к реальному полноценному возращению в мировую хозяйственную систему".
При этом Сажин добавил, что желание Ирана может не совпасть с желанием отдельных стран-участниц ВТО. "Я думаю, многие государства могут препятствовать этому, не желая экономического усиления Ирана, которое обязательно произойдет после снятия всех санкций. К тому же, любая страна, которая планирует вступить в ВТО, должна придерживаться правил этой организации, для чего должна быть проделана большая внутрииранская законодательная работа. Это непросто, то есть нельзя сбрасывать со счетов как внешние, так и внутренние негативные моменты. Не думаю, что бизнес-среда в Иране будет поголовно заинтересована во вступлении в ВТО, там тоже предстоит борьба", - указал он.
"Пока сложно сказать, как вступление в ВТО скажется на иранской экономике. Здесь слишком много преходящих моментов, чтобы уже сегодня прогнозировать эти изменения. Могу сказать, что даже без ВТО снятие санкций обеспечит определенный экономический прогресс Ирана. Вступление Ирана в ВТО - не быстрый процесс, он будет идти параллельно с усилением позиций Ирана в мировой экономике. И эти два процесса будут взаимно влиять друг на друга", - резюмировал Владимир Сажин.
Главный научный сотрудник Финансового университета при правительстве России Валерий Абрамов подтвердил тот факт, что, хотя теперь перед Ираном не стоит никаких препятствий для вступления в ВТО, произойдет это только через несколько лет, если не десятилетий. "К примеру, Россия вела переговорный процесс о присоединении к ВТО на протяжении почти 18 лет. Это достаточно сложная процедура для стран-кандидатов на вступление в организацию, и она может занять весьма длительный период. Безусловно, каких-либо ограничений для инициирования такой заявки со стороны Ирана не существует, ведь все это находится в рамках международного правового поля", - сказал он.
"ВТО - не политическая, а торговая организация. Она основана, прежде всего, на принципе консенсуса при принятии решений, и присоединение к ней - всегда добровольный акт со стороны кандидата. После того, как все процедуры с каждым из государств-членов, входящих в ВТО, будут Ираном решены, можно будет решать в высших органах организации вопрос о присоединении к ней Ирана. Поясню, что это касается, прежде всего, соблюдения Ираном определенных торговых режимов, достаточно сложных вопросов, связанных с обеспечением равного доступа зарубежных компаний на рынок Ирана, что до настоящего времени в той или иной мере ограничивалось. Соответствующие равные возможности доступа на рынки других стран получит сам Иран, причем по рынкам не только сырьевых товаров, но и финансов, и услуг. Понятно, что в этой процедуре заинтересован, в первую очередь, Иран в целях развития своего торгово-экономического сотрудничества со многими странами", - подчеркнул Валерий Абрамов.
При этом экономист обратил внимание на незначительное влияние вхождения Ирана в ВТО на мировую экономику. "Доля Ирана в международной торговле попросту не столь велика. При этом стоит говорить о влиянии снятия антииранских санкций на наиболее чувствительный, нефтяной рынок, ведь теперь на нем появится добавочная иранская нефть, наряду с нефтью из других стран. Снятие экономического эмбарго с Ирана создает все большую напряженность и будет способствовать тому, что, если страны-экспортеры не примут соответствующих мер, цена на нефть может снижаться и дальше, притом что себестоимость основных видов нефти составляет порядка $15 за баррель, и цены ниже этого уровня способны породить определенный коллапс на нефтяном рынке. Я думаю, в ближайшее время страны-экспортеры нефти начнут предпринимать меры по снижению объемов добычи и урегулированию ситуации на нефтяном рынке", - прогнозирует главный научный сотрудник Финансового университета при правительстве России.