Более активное сотрудничество Москвы и Пекина в различных областях даст возможность уменьшить отрицательное влияние текущей конъюнктуры на результаты экономического взаимодействия двух стран. С таким заявлением выступил сегодня вице-премьер России Аркадий Дворкович на X пленарном заседании российско-китайского комитета дружбы, мира и развития.
"Мы просто обязаны реализовывать наши совместные планы и делать все, чтобы наше взаимодействие было интенсифицировано, развивалось по всем возможным направлениям. Это позволит снизить влияние текущей конъюнктуры на объемы нашего сотрудничества", - приводит его слова ТАСС.
Как уточнил Дворкович, тогда действия отдельных государств, включая и европейские, не будут настолько серьезно влиять на уровень российско-китайского двустороннего сотрудничества.
Вице-премьер пояснил, что правительство, невзирая на наблюдаемый сегодня спад, надеется на достижение тех высоких целей, которые были поставлены ранее: рост товарооборота сначала до $100 млрд, а затем до $200 млрд за несколько лет.
Он добавил, что Москва и Пекин перешли к очередному этапу взаимодействия, который обеспечивается личными дружескими отношениями между главами двух государств. Эти связи дают возможность воплощать новые проекты во всех областях, включая энергетику и транспорт.
Естественно, что углубленное сотрудничество с Китаем даст России возможность компенсировать действие санкций ЕС и США, однако сам по себе ориентир на Восток не является следствием охлаждения отношений с Западом, а представляет собой долгосрочную самостоятельную цель, которая была поставлена задолго до введения санкций, рассказал в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель директора Института стран Азии и Африки при Московском государственном университете Андрей Корнеев.
"Китай, начиная с 2010 года, - наш крупнейший партнер в торгово-экономической сфере. Один этот факт уже говорит о роли, которую играет российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество. Конечно, нельзя сказать, что все проблемы, которые так или иначе связаны с санкциями западных стран, могут быть решены за счет нашего взаимодействия с Китаем. Но мы стараемся активизировать связи и с другими странами Тихоокеанского региона, со странами Южной Азии, Ближнего Востока и других регионов мира, точнее, с теми, которые не находятся в сфере влияния ЕС и США", - пояснил он.
"Хочу отметить, что Китай был нашим крупнейшим партнером еще до санкций: речь о необходимости сбалансировать наши отношения с Западом и с Востоком ведется уже на протяжении долгих лет и от санкций не зависит", - подчеркнул эксперт.
При этом разворот на Восток, по его словам, вовсе не означает окончательного разрыва с Европой. "Мы не собираемся полностью отказываться от наших связей с европейскими партнерами, даже при прогнозируемом углублении отношений с Китаем, расширении сфер сотрудничества, росте взаимных инвестиций и реализации крупных инфраструктурных проектов. Мы надеемся на возврат к нормальным партнерским естественным связям с Европой. И это обязательно рано или поздно произойдет", - уверен Корнеев.
"Не нужно изображать, что мы бросились к Китаю, оказавшись в ссоре с Европой. Это долговременная стратегия. Просто ее правильность была подтверждена событиями, связанными с украинским кризисом, санкциями и контрсанкциями", - указал эксперт.
Несколько более скептически оказался настроен директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин, который заявил, что, скорее, сотрудничество с Китаем поможет нейтрализовать негативный эффект не от западных санкций, а от российских антисанкций.
"В чем заключаются западные экономические санкции? Кто-то теряет возможность ездить на Запад – но тут Китай помочь не может. Если говорить о банковских кредитах, то в последнее время многие китайские банки опасаются сами попасть под американские санкции, если они будут сотрудничать с российскими. Поэтому здесь Китай особой активности не проявляет", - пояснил он.
"Если же говорить про российские контрсанкции, то есть запрет на ввоз западных товаров, продуктов сельского хозяйства, то Китай, конечно, может частично заменить импорт сельскохозяйственной продукции, и он уже это делает", - заключил Александр Лукин.