Участники совещания у премьера Дмитрия Медведева накануне одобрили предложение Минфина о заморозке расходов федерального бюджета в номинальном выражении на три года. Речь идет о фиксации расходов на уровне 15,78 трлн руб, - пишут "Ведомости".
О предложении министерства зафиксировать расходы федерального бюджета на уровне 15,78 трлн руб. стало известно на прошлой неделе. "Это тот безрисковый уровень расходов, который мы можем себе позволить в текущей ситуации с учетом всех рисков", - говорил тогда представитель Минфина, цитирует РБК.
С подходом Минфина все согласились и фактически он был одобрен, "хотя каждый министр выступил и многие жаловались, что денег на все расходы им не хватит. Эти замечания будут обработаны, и в четверг представлено решение", - уточнил собеседник газеты.
Другой федеральный чиновник отметил, что в целом подход был одобрен, однако возможно перераспределение внутри программных статей и конкретные цифры будут уточняться. Он обратил внимание, что с необходимостью заморозить расходы согласен и президент России Владимир Путин.
"Вестник Кавказа" поинтересовался у нашего эксперта профессора кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС Людмилы Прониной, каковы плюсы и минусы "замороженного" бюджета и как он отразится на благосостоянии населения страны.
Эксперт в первую очередь обратила внимание на то, что пока рано говорить об утверждении предложений Минфина, поскольку сегодня соответствующую информацию опровергла пресс-секретарь премьер-министра России Наталья Тимакова.
"Тем не менее, если говорить о "заморозке" бюджета, то здесь больше все-таки отрицательных сторон, поскольку речь идет не об 1-2 месяцах. Сейчас устанавливаются расходы на определенный период. Но дело в том, что они и так у нас уже урезаны и постоянно сокращаются, особенно это касается программ не отраслевого, а территориального характера. Сначала все 42 программы, на тот момент еще 39, урезали на 10%. Сейчас же Минфин планирует сократить расходы на Дальний Восток и Крым. Это все носит отрицательный характер, ведь у нас есть и не программные расходы. Что касается непрограммных, например, вопросов пенсионного обеспечения, то министерство финансов вроде планирует проиндексировать пенсии, но это пока точно не ясно. Поэтому, если говорить о стабилизации расходов, то они зафиксированы на самом низком уровне. А ведь экономика и жизнь развиваются. Мы не знаем, как будет развиваться мировая экономика, но мы от нее зависим. "Заморозка" бюджета на 2017, 2018 и 2019 годы – это громадная временная перспектива. Что будет за это время с мировой экономикой, не говоря уже о геополитическом аспекте, сейчас непонятно", - отметила эксперт.
При этом она указала на то, что, если важнейшая часть макроэкономических показателей федерального бюджета останется на постоянном уровне, то это фактически будет означать отказ от планирования бюджета. "Получается так, что бюджет не планируется, а становится чуть ли ни сметой доходов и расходов, как это было в России до Крымской войны 1853-1856 годов, после которой бюджет уже стали принимать. И тогда становится невозможным регулирование составных частей бюджета. Кроме того, в реальном выражении расходная часть будет снижаться, поскольку в 2017 году инфляция вряд ли составит 4%. Предположим, если не трогать налоговое законодательство, то доходы будут расти хотя бы за счет курсовой разницы. Поэтому стабилизация рубля невыгодна, поскольку денег не реальных, а номинальных у нас получается больше. В этом случае будет легче сбалансировать бюджет. Кроме того, по непроверенной информацией рассматривается вопрос о возможном повышении НДС до 25%. Так что дефицит будет сокращен, и он не будет в отношении к ВВП, как сейчас - 3,12% к ВВП", - рассказала профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС.
"Самое главное, полагаю, что это очень большой минус - если произойдет снижение на 30% территориальных программ по Крыму и в особенности по Дальнему Востоку. Территория, опережающая социально-экономическое развитие (ТОР) - это значительная перспектива экономического роста. Если мы снижаем расходы федерального бюджета, еще один очень важный аспект – межбюджетные трансферты. Межбюджетные трансферты, которые идут в регионы, а регионы затем направляют их в муниципальные образования, составляют не менее 40% региональных бюджетов. В настоящее время в России 71 дотационный регион. Они же на самом деле инвестируют в свои территории, развивают их, когда у них имеются средства, и тогда муниципалы не будут получать в том же объеме межбюджетные трансферты из регионов. Итак, фонд развития муниципальных образований сейчас в среднем составляет не более 10-20% от дохода бюджета. Им не на что будет во что-либо инвестировать. Так что этот инвестиционный резерв, большей частью состоящий из бюджетных средств, очень сильно снижается. Единственное - что состояние самого федерального бюджета можно лучше охарактеризовать с точки зрения увеличения доходов, и даже если они будут стабильными, с точки зрения сбалансированности бюджета", - уверена эксперт.
Что касается того, каких государственных программ может в первую очередь коснуться перераспределение расходов, финансист уверена, что будет секвестирование. "После того, как глобально сократили то, что можно сократить, дадут, конечно, Пенсионному фонду для доиндексации пенсии. Но я думаю, это будет абсолютно небольшая сумма в процентном выражении: хорошо, если будет доиндексировано на 2-4%. А по 36 программам просто сделают секвестирование. В противном случае министерства, которые являются заказчиками и исполнителями этих программ, должны провести громадную работу по инвентаризации эффективности их исполнения. При этом нет оценки реальной эффективности программ, нет базы для того, чтобы где-то сократить на 5%, где-то на 10%, где-то прибавить. Я думаю, будет так же, как в 2015 году. Если достаточных средств на госпрограммы нет, то не будет экономического роста", - поведала Людмила Пронина.
На вопрос, как это отразится на благосостоянии населения, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС дала короткий и неутешительный ответ: плохо со всех точек зрения. "Мы сокращаем и территориальные программы, и сокращаем программу, которая связана с финансовой помощью регионам. Если эти и другие программы не будут выполняться, то средства не придут в местные бюджеты. И все услуги социального характера, которые предоставляются либо субъектами федерации, либо муниципалами, не будут оказаны. Значит, будут только те социальные меры, которые регулируются на федеральном уровне. То есть это пенсионное обеспечение, материнский капитал, федеральные публичные полномочия социального характера. Сокращаются в основном все отраслевые и социальные программы. Поэтому услуги социального характера будут тоже предоставляться в меньшем объеме и возможно с ухудшением качества. И естественно, муниципалы и регионалы не смогут воспользоваться своим правом самим вводить новые виды помощи или увеличивать расходы, например, на адресную социальную помощь. Здесь, конечно, очень важен и Пенсионный фонд, и фонды социального страхования, ОМС - там тоже все сокращается", - заключила экономист.
Напомним, по предложению Минфина, расходы по 36 из 42 госпрограмм (на них приходится около половины бюджета) сокращаются даже в номинальном размере. Исключение составляют расходы на пенсии, экономическое развитие и управление госфинансами (госдолг).
В случае одобрения предложения максимально (более чем вдвое за три года) сократится финансирование госпрограммы по развитию физкультуры и спорта. Более чем вдвое, с 149,3 млрд руб. в 2016 году до 65,98 млрд в 2019-м, урежут финансирование социально-экономического развития Крыма. Закрытая часть госпрограмм, в частности, оборонные траты, могут сократить на 15% за три года.