Вестник Кавказа

Уход Statoil не помеха реализации проекта "Шахдениз" - эксперты

Норвежский концерн Statoil договорился с малайзийской Petronas о продаже последних своих долей сразу в трех проектах на Южном Кавказе.

Компания продает свои 15,5% в проекте "Шахдениз" и 15,5% South Caucasus Pipeline Company (SCPC) и SCPC Holding Company, управляющих проектом Южно-Кавказского трубопровода, тем самым выходя из них, а также 12,4% акций сбытовой компании Azerbaijan Gas Supply Company (AGSC).

Сумма сделки составила $2,25 млрд. Закрытие ее намечено на начало 2015 года. Соглашение между двумя компаниями вступает в силу 1 января 2015 года.

По словам вице-президента Statoil Ларса Кристиана Башера, подобное решение концерна связано с необходимостью "оптимизации портфеля и повышения финансовой гибкости компании", с тем чтобы его руководство могло сосредоточиться на других задачах. При этом подчеркивается, что компания намерена и дальше "вести деятельность в Азербайджане, который по-прежнему играет значимую роль в нашем портфолио", - сообщает ТАСС.

Как заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" глава бакинского Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан, озвученные норвежским газовым концерном причины принятия подобного решения являются "дежурными словами". "Я считаю, что в ближайшей перспективе вообще может так получиться, что на Каспии больше никогда не откроется такого крупного газового конденсатного месторождения, как "Шахдениз". И отказ от такого проекта с такими возможностями у такого масштаба компании, как Statoil, означает, что все-таки она при принятии решения исходила не из коммерческих соображений", - предположил он.

Об этом свидетельствует и тот факт, что и сейчас, и раньше, когда свою долю продавала французская Total, не возникало ни малейших затруднений с поиском потенциальных покупателей. "Достаточно было объявить о таком намерении, как тут же компании просто накидывались на очень хорошее предложение", - напомнил эксперт.

При этом Шабан подчеркнул, что уход норвежцев из проекта никоим образом не скажется на его реализации. "Стратегически это ничего не означает, потому что Statoil в проекте "Шахдениз-1" был низкокоммерческим оператором. Несмотря на то, что первоначально у него были равные доли с BP, норвежский концерн превратился в пассивную компанию из-за своих же действий. Он не предлагал никаких технологий, ничего", - отметил он.

В этой связи эксперт напомнил, что столь же странной линии поведения Statoil придерживался и на российском рынке, как это было в случае с проектом по разработке Штокмановского месторождения. "На всех конференциях, во всех межправительственных встречах они особо подчеркивали свое намерение принять в нем участие. И вдруг неожиданно в 2012 году развернулись на 180 градусов, отвернулись от российских проектов", - сказал Шабан.

При этом он предположил, что подобные колебания могут быть связаны с тем, что "в этой компании все-таки существует очень большая доля государства, она привязаны к нему, и норвежское правительство ставит концерну свои условия".

Говоря о пришедшей на смену Statoil малайзийской Petronas, Ильхам Шабан отметил, что она "имеет очень хорошую репутацию по добычи и оборотам на Каспии". "Эта компания добывает нефть, причем ведет хорошую оффшорную добычу в Туркменистане. Ее доля транспортируется по Баку-Тбилиси-Джейхан и с каждым годом увеличивается. В позапрошлом году Petronas транспортировала через Тбилиси 3,1 млн т нефти, в прошлом - 3,2 млн т. И она рассматривает еще оффшорную добычу газа. И, естественно, на повестке дня может быть поставлен вопрос о транспортировке газа. Транспортировка газа возможна в рамках строительства не Транскаспийского трубопровода, а межпромыслового трубопровода, потому что между месторождениями достаточно проложить трубопроводы, и это уже не будет магистральный трубопровод. То есть достаточно будет 80 км, 100 км максимум, чтобы из оффшорных месторождений Туркменистана природный газ транспортировать через южный газовый коридор в Европу. В этом смысле инвестиции, вложенные Petronas, достаточно будут оправданы", - резюмировал глава бакинского Центра нефтяных исследований.

Другой азербайджанский нефтяной эксперт Сеймур Алиев также считает, что выход Statoil из проекта "Шахдениз" не повлияет на его реализацию. "Дело в том, что "Шахдениз" - это коммерческий проект, и любая компания может принять решение о продаже или о приобретении доли участия. Решение Statoil связано с какими-то ее внутренними процессами, которые происходят в самой компании. Но на самом проекте это никак не отражается. Доля куплена другой компанией, и, соответственно, все обязательства по этому проекту сохраняются и никакого изменения в самом проекте не предполагается", - подчеркнул он.

По мнению эксперта, Petronas сможет в полной мере заменить Statoil. "Она работает на Каспии уже довольно давно. То есть это не новая компания, потому что она уже очень давно и успешно сотрудничает с Туркменистаном. Она заинтересована в расширении своих активов на Каспии. С этой точки зрения, "Шахдениз" является для компании достаточно интересным коммерческим проектом. Приобретая долю Statoil, Petronas фактически берет на себя все обязательства в рамках финансирования долевого участия в проекте "Шахдениз", то есть те обязательства, которые были у Statoil. Естественно, приобретение этой доли говорит о возможностях и желании компании участвовать в этом проекте и о том, что она высоко его оценивает и готова инвестировать в этот проект для дальнейшего его развития", - уверен Сеймур Алиев.

11240 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ