В центре внимания грузинских СМИ по-прежнему продолжает оставаться ситуация с лари, чей курс продолжает неуклонно снижаться. При этом особое недоумение обозревателей вызывает тот факт, что в сложившихся на сегодняшний день условиях национальная валюта республика должна наоборот укрепляться.
"За последние четыре дня лари обесценился на три пункта в отношении доллара, в то время как возросло и количество туристов, так и показатель экспорта. Специалисты и члены правительства обвиняют НБГ и опять говорят о спекуляциях. Политики говорят о саботаже и не исключают, что осенью лари еще больше обесценится. Летом, на фоне увеличения числа туристов, все прогнозировали укрепление национальной валюты, но лари начал падать с катастрофической скоростью. Хотя по официальным данным в июле 2015 года Грузию посетило 737 696 туристов, что на 9,5% превышает аналогичный период прошлого года", - пишет "Резонанси" 7 августа.
"По данным за 7 месяцев количество туристов увеличилось на 4,9%. По данным Грузстата, в июне экспорт сократился на 18% по сравнению с июнем прошлого года. В январе-марте падение было 30%, а в ноябре 2014 года, когда началось резкое обесценивание национальной валюты, сокращение экспорта составило 35%. Получается, что в течение лета ситуация в плане экспорта улучшилась. Правда, сократился объем денежных переводов, но не настолько, чтобы это серьезно повлияло на курс национальной валюты. В первом квартале 2015 года, по сравнению с четвертым кварталом 2014 года, ненамного улучшился и платежный баланс. На фоне этого национальная валюта быстрым темпом падает в пропасть. Экономисты, называя причины девальвации лари, указывают на НБГ и видят признаки саботажа в таком изменении курса. Они также не исключают, что падение курса лари является искусственным и вызвано спекулятивными сделками", - отмечает газета.
Такого мнения, в частности, придерживается опрошенный ею председатель финансово-бюджетного комитета парламента Тамаз Мечиаури. "На мой взгляд, это саботаж. Когда мы обсуждали поправки к закону "О национальном банке", тогда я сказал, что они попытаются сделать все, чтобы курс лари еще больше упал, а затем свалить все это на законодательные изменения и бездействие правительства. Я также сказал, что они попытаются направить недовольство населения против властей. Курс лари - очень важный механизм, с помощью которого это можно сделать. Они пытаются поднять температуру и готовят почву для сентября. Они попытаются максимально опустить курс к этому периоду", - заявил он.
Внимательно следит пресса и за положением дел в военно-промышленном комплексе республики. О его неблагополучном состоянии стране недавно напомнила министр обороны Тина Хидашели, выразившая свое недовольство работой научно-технического центра "Дельта", являющегося ведущим объединением страны по разработке военной техники.
"Главным фактором раздражения министра должно было стать то, что продукция "Дельты" не пошла дальше демонстративно-парадного назначения, и за пять лет они не смогли наладить серийное производство какой-нибудь военной продукции - я не говорю о бронетехнике, эта компания производит и снайперские винтовки, но в малом объеме, не серийно. Они создали много моделей военной техники и оружия, но факт, что в серийное производство не была запущена ни одна из них. Хотя из бюджета на компанию тратились и тратятся огромные деньги. Основанием для этого, как утверждали бывшие министры обороны, было именно то, чтобы "Дельта" начала серийное производство нескольких видов военной продукции", - цитирует мнение эксперта по вопросам безопасности Вахтанга Маисая "Алия".
"Если министр обороны заботится об усилении конкретного военного комплекса, это обычное дело. Министр обороны знает об этом, так как же ей не требовать от владельцев? Вы знаете, в последние годы Грузия тратила на усиление оборонительного комплекса больше, чем Азербайджан. В Азербайджане настолько улучшилась военная промышленность, что во многих компонентах они удовлетворяют собственные требования и даже продают некоторое количество единиц за границей. Армения, хоть и с помощью России, но все же заложила основу для серьезного военно-промышленного потенциала. Хотя у нас были более выгодные стартовые условия, чем у Азербайджана и Армении, и повторяю - мы тратили на это дело больше, чем они", - считает он.
"Выход заключается в том, что нужно обнародовать концепцию военного развития страны... Тина Хидашели увидела то, чего не видим мы - любой поймет, что "Дельта" начала производство такой военной продукции, серийное производство которой заранее не было решено. У этой компании не было приоритетов, связанных с интересами обороны страны. Она не смогла собрать военно-инженерный потенциал, не обеспечила его использование, поэтому не обеспечила и создание новых кадров. Несмотря на все, в данной ситуации, при солидном финансировании "Дельта" могла серийно производить несколько видов компонентов военного назначения. Этот шанс они не использовали и стали пиар-компанией Саакашвили. Этому нужно было положить конец и хорошо, что Тина Хидашели погрозила пальцем "Дельте"!", - уверен Маисая.
Не оставили без внимания журналисты и ситуацию с телеканалом "Рустави-2", вопрос о правах собственности на который в последнее время стал предметом судебного разбирательства.
Газета "Квирис кроника" отмечает, что канал занимает откровенно оппозиционную "Грузинской мечте" позицию, за что представители ЕНД небезосновательно считают его одним из своих главных средств в борьбе за власть. Однако не исключено, что в ближайшем будущем эта ситуация изменится. Подобное может произойти в случае, если бывшему владельцу "Рустави-2" Кибару Халваши, считающемуся человеком, близким к правящей коалиции, удастся по итогам судебного разбирательства добиться возвращения телеканала себе.
В этой связи многие рассматривают данный эпизод как наступление на свободу СМИ. Такого мнения, в частности, придерживается сражающийся на Украине на стороне Киева командир "Грузинского легиона" на войне в Украине Мамука Мамулашвили. "Я думаю, сегодняшний режим не осознает, что, выступая против объективного СМИ, он провоцирует нас. Я обращаюсь к Ираклию Гарибашвили: оставьте в покое этот канал. Я надеюсь, что мне не придется возвращаться в Грузию для того, чтобы физически защищать этот телеканал", - цитирует его газета.
При этом в статье отмечается, что накал страстей достиг того уровня, что вполне может вылиться в физическое противостояние сторон.
Наконец, грузинская пресса до сих пор время от времени вспоминает тему июньского наводнения в Тбилиси.
В частности, "Резонанси" посвятила материал судьбе собачьего питомника, принадлежавшего бизнесмену Тамазу Элизбарашвили. "В результате стихии у меня погибло 69 собак, но самой болезненной была смерть Бомборы, которого мы спасли во время стихии. В ночь стихии мы подняли собак на Сабурталинское кладбище, а на следующее утро поднялись солдаты, т.н. спецназовцы, которые приняли Бомбору за льва и убили его. Я умолял, говорил им, что вывез столько собак, откуда там мог быть лев, но они ответили, что к ним поступило сообщение о том, что на Сабурталинском кладбище есть лев. Они окружили кладбище, нас было шесть человек и 159 собак, естественно, мы не могли стоять около всех собак, и они убили грузинскую овчарку Бомбора", - цитирует его газета.
Сейчас предприниматель занят восстановлением питомника, но этот процесс идет очень трудно. "На следующий день после стихии министерство экономики выделило нам на Каирской улице временную площадь, но наши собаки беспокоят население - в законе прямо написано, что собачий приют должен быть удален от населенного пункта на расстояние не менее 200 метров, а там, где мы находимся сейчас, с населением нас разделяет общая стена. Территория, которую выделило нам Минэкономики, принадлежит государству. Там не было ни воды, ни электричества - мы провели это, но людей собаки очень беспокоят. Сейчас на нас пожаловались в мэрию, в день туда поступает 5-6 жалоб. Я ищу такое место, где соседи будут находиться не так близко", - рассказал Элизбарашвили.
"То место на улице Сванидзе, где был расположен приют, принадлежит мне, и я жду компенсации этого имущества. Вопрос рассматривает мэрия, наверно это решится в течение недели. После этого мы получим компенсацию, что означает следующее: мой участок на улице Сванидзе перейдет в собственность мэрии, а взамен я получу сумму. Но эту сумму мне дает не мэрия, а население, которое перечислило деньги в фонд пострадавших от стихии. Государство не положило в эту копилку ни одного тетри, все это собрал народ. Население Грузии, добрые люди сделали все для того, чтобы пострадавшие не остались без дома, но почему этим людям, которые перечислили деньги в фонд, не передают ту землю, на которой стояли наши дома, почему эту землю получило правительство города? Деньги ведь выплатило население, а не мэрия, так почему земли забрал город? Наши дома бесплатно достались городу, деньги нам перечислил народ, а наше имущество забрала мэрия", - посетовал владелец питомника.