Главным событием минувших дней в Грузии, к которому было приковано все внимание местной прессы, стал громкий скандал в министерстве обороны Грузии, приведший к отставке возглавлявшего его Ираклия Аласания и последовавшем за ней уходе со своих постов главы МИД Майи Панджикидзе и министра по вопросам интеграции в европейские и евроатлантические структуры Алекси Петриашвили, в связи с чем некоторые начали поговаривать, что в стране разразился политический кризис.
Толчком для всех этих событий послужило выявление Генпрокуратурой нарушений при закупках оптоволоконного кабеля для нужд вооруженных сил.
Как сообщает газета "Квирис палитра", он приобретался для прокладки линий связи, предназначающихся для передачи секретной информации военного характера. В качестве поставщика была избрана компания SilkNet.
И вот тут-то у органов правопорядка возникли претензии к сотрудникам военного ведомства. "Генпрокуратура заявила, что рыночная стоимость конечного продукта, который приобрело Минобороны, составила 2 618 004,82 лари. При этом министерство обороны взяло на себя обязательство заплатить SilkNet 6 720 877,42 лари… Прокуратура обвинила пять высокопоставленных должностных лиц из Минобороны и Генштаба в растрате средств государственных внебюджетных фондов на сумму 4 102 872,6 лари", - пишет издание.
"Обвинения в хищении на сумму 4 млн лари являются действительно очень серьезными, и это самый большой удар по нынешней власти", - отмечает издание, поясняя, почему это дело сразу же привлекло себе так много внимания.
В сложившейся ситуации министр незамедлительно выступил в поддержку своих подчиненных, отвергнув все обвинения в адрес задержанных. "Я уверен в полной невиновности моих сотрудников, потому что я, естественно, также наблюдаю за процессом закупок и знаю, что все делалось в полном соответствии с законом. Хотя, раз у кого-то возникли вопросы, на них нужно ответить, и все министерство обороны готово к сотрудничеству со следствием", - приводит слова Аласания The Messenger.
При этом глава ведомства заявил о намерении поднять этот вопрос на высшем уровне. "Обсуждение должно проводиться на высшем политическом уровне. У меня запланирована встреча с правительством Грузии, с премьер-министром. Естественно, я собираюсь встретиться с президентом Грузии, председателем парламента, также с соответствующими парламентскими комитетами. Конечно, когда все завершится, мы все назовем своими именами, и тогда встанет вопрос ответственности тех лиц, кто ввел в заблуждение общество", - заявил глава Минобороны.
Вскоре после задержаний начались разговоры о возможной отставке Аласания, благо сравнительно недавно нечто подобное уже происходило. "Похожий инцидент имел место вскоре после прихода к власти правительства "Грузинской мечты". Несколько сотрудников министерства сельского хозяйства были обвинены в растрате бюджетных средств. В связи с сложившейся ситуацией министр Давид Кирвалидзе подал в отставку. Несмотря на то, что расследование не выявило его причастности к этому делу, Кирвалидзе так и не вернулся на свой пост", - напоминает The Messenger.
При этом издание отмечает, что на подобные разговоры сразу отреагировали другие министры, выступившие в поддержку своего коллеги.
"Ираклий Аласания ни в коем случае не уйдет в отставку, он не должен этого делать, так как является очень хорошим министром", - заявила глава МИД Майя Панджикидзе, напомнив, что проводимые им реформы получили высокую оценку со стороны представителей НАТО.
Аналогичные действия предпринял министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Алекси Петриашвили, который подчеркнул, что "вопрос о политической ответственности министра обороны не стоит", добавив, что для принятия какого-либо решения необходимо дождаться результатов следствия.
Однако затем последовала отставка Ираклия Аласания и поддержавших его министров, в связи с чем СМИ сразу начали писать об обострении ситуации в стране.
"Правительство находится на грани политического кризиса. За отставкой министра обороны по принципу домино последовал уход представителей его команды. Три министра, заместители министров, члены фракции и несколько послов оставили свои посты. Многие аналитики прогнозируют, что возникла угроза роспуска парламента и досрочных выборов", - говорится в статье, вышедшей в "Резонанси".
В связи с этим отмечается, что "Грузинская мечта" может лишиться большинства в парламенте.
Однако, как пишет это издание, ожидать столь далеко идущих последствий все же не следует, поскольку в рядах коалиции останутся такие силы, как Республиканская партия. Продолжат поддерживать ее и внефракционные депутаты, что позволит правительству сохранить парламентское большинство, пусть и не столь внушительное, как раньше.
В любом случае все сходятся во мнении, что в расстановке сил на политической арене страны произойдут значительные изменения.
При этом, по некоторым оценкам, насколько странным это ни кажется, лишившись поста министра обороны, Ираклий Аласания останется только в выигрыше. "Если Аласания уйдет с поста министра и начнет независимую борьбу, это будет лучшим решением с его стороны, так как в Грузии нет сильной оппозиционной партии и эта ниша свободна. Необходимо сформировать конструктивную оппозиционную силу, которая будет способна на критику, принципиальной и в будущем придет к власти", - приводит слова политолога Игоря Квеселавы "Резонанси".
Наблюдая за всеми этими перипетиями, грузинские СМИ не забывают и о такой теме, как преследования представителей бывших властей республики. В частности, журналисты задаются вопросом, с чем связаны постоянные неудачи правоохранительных органов республики добиться экстрадиции уехавших за пределы страны членов ЕНД.
Как отмечает газета "Ахали таоба", на самом деле это не настолько просто, как это может показаться на первый взгляд. "Сегодня все говорят о том, что не удается добиться экстрадиции "националов". Приведу простой пример: вы думаете, что экстрадировать обвиняемого в конкретном преступлении рядового криминала (не бывшего президента или чиновника), который скрывается за границей, легко? Я говорю о конкретных делах: лично я вела за последние три года несколько дел, и "националы" не смогли экстрадировать конкретных лиц в Грузию", - цитирует она адвоката Лали Апциаури.
"Там хорошо знали о ситуации в грузинских тюрьмах и отказывались ехать в Грузию. Потом местная прокуратура вносила жалобу и добивалась решения об экстрадиции. Потом я вносила жалобу, посылала огромное количество материалов о том, почему их нельзя экстрадировать - и так это длилось годами. Что думают теперь "националы"? Если с первой попытки не удается экстрадировать Саакашвили, Кезерашвили, Ахалая или других чиновников, которые унесли большие суммы, то это их победа? Подчеркиваю, у них очень много денег, а я, не тратя ни копейки, вела дела других лиц и тянула с экстрадицией годами. В общем, экстрадировать не так легко, они лгут людям, которые не знают, какие процессы нужны для экстрадиции", - утверждает юрист.
"Экстрадировать не так легко: ты можешь обжаловать в разных инстанциях и тянуть время. Не то что Кезерашвили, а даже "воров в законе" не передали бы так легко. "Националы" думают, что это свидетельствует об их силе, но это не так! Просто это сложный процесс. Это делопроизводство - для этого не нужны дорогостоящие адвокаты. Нужно элементарно знать международные конвенции, которые регулируют вопрос экстрадиции. Этот процесс очень легко можно растянуть на 3-4 и даже 5 лет", - резюмировала Апциаури.