Генпрокуратура России весной провела проверку работы особых экономических зон и пришла к выводу о "многочисленных нарушениях законодательства" в деятельности органов власти федерального и регионального уровней, АО "Особые экономические зоны" и иных компаний, управляющих зонами.
Представитель надзорного ведомства уточнил, что итоги проверки представлены президенту.
По данным Генпрокуратуры, государство выделило на создание 33 особых экономических зон 179 млрд рублей из бюджетов всех уровней, инвестиции со стороны резидентов достигли 177 млрд руб. Эти средства длительное время не используются, а остаются на депозитах. При этом оплата труда в управляющих компаниях не зависит от достигнутых результатов. Размер премий у сотрудников АО "ОЭЗ" за прошлый год достиг 180 млн рублей (треть от фонда оплаты труда). При этом до сих пор не создана единая стратегия их развития, не расширяется инфраструктура, не идет работы по привлечению инвестиций, пишет РБК.
В результате, уточняется в отчете, "возникли основания" для закрытия десяти зон, на территории которых так и не появилось резидентов. Речь идет об ОЭЗ в Приморском и Хабаровском краях, Мурманской области, а также о семи ОЭЗ, входящих в туристический кластер Северного Кавказа.
По данным "Коммерсанта", 27 мая Владимир Путин поручил правительству подготовить единую стратегии работы ОЭЗ, осуществить оптимизацию бюджетных инвестиций и механизмы их передачи под управление регионам. Кроме того, в поручении говорилось о приостановке создания новых ОЭЗ до выработки единых подходов к их созданию и закрытии десяти неэффективных ОЭЗ. Поручение было сделано по итогам проверок ОЭЗ Генпрокуратурой и Счетной палатой, а также доклада о работе ОЭЗ от главы контрольно-счетного управления администрации президента Константина Чуйченко.
Проверки ОЭЗ стали проводиться после встречи Путина с активистами Общероссийского народного фронта, которые входят в рабочую группу Минэкономразвития по ОЭЗ. В ноябре прошлого года активисты ОНФ рассказали президенту об экономических зонах. Как сообщила руководитель проекта ОНФ "За честные закупки" Анастасия Муталенко, в докладе упоминались несколько зон, в том числе те, в которые "не вложено ни копейки", хотя они было созданы много лет назад, например, портовая ОЭЗ "Советская гавань" в Хабаровском крае и туристическая "Ворота Байкала" в Иркутской области. 80% ОЭЗ полностью неэффективны, пояснила руководитель проекта "За честные закупки". "В целом туристические ОЭЗ самые слабые", - уточнила Муталенко.
Согласно федеральному закону "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", решение о закрытии ОЭЗ принимает правительство. Какие именно зоны будут закрыты, пока неясно, сообщили два источника в правительстве. "Но выводы можно сделать самостоятельно. В соответствии с законом если в течение трех лет на территории ОЭЗ не зарегистрировано ни одного резидента и не ведется деятельность, соответствующая типу зоны, то такая зона может быть закрыта. Исходя из этого мы будем предлагать правительству принять решение", - поведал чиновник Минэкономразвития, уточнив, что среди зон, которые могут быть закрыты, рассматриваются в основном туристические.
Выводы Генпрокуратуры соответствуют результатам проверки Счетной палаты, по итогам которой ОЭЗ туристического кластера нельзя охарактеризовать как эффективные.
Официальный представитель АО "ОЭЗ" подтвердил, что проверки СП и Генпрокуратуры проходили, но с вопросами о том, какие зоны могут быть закрыты, посоветовал обратиться в Минэкономразвития. Представитель министерства рассказал, что в ведомстве "есть только поручение о разработке единых подходов к ОЭЗ" и что Минэкономразвития ведет работу по совершенствованию института ОЭЗ с учетом замечаний и предложений по результатам проверок. "В настоящее время идет работа с регионами по заключению соглашений по передаче им полномочий по управлению ОЭЗ", - уточнил он.
Председатель правления Национальной валютной ассоциации (НВА) Дмитрий Пискулов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" отметил, что особые экономические зоны, создаваемые как способ экономического развития отстающих регионов, используются компаниями из-за льготных режимов налогов и регистрации как внутренние оффшоры. "Это помогает экономить на налогообложении и издержках, но вовсе не приводит в каким-либо инвестиции в эти регионы. По факту, они так и остались во многом депрессивными. Полагаю, анализ эффективности выдачи лицензии для попадания в сам перечень свободных экономических зон привел к тому, что правительство решило их просить закрыть", - предположил он.
По его оценке, передача управления ОЭЗ на региональный уровень не решит ключевой проблемы. "Невозможность привлечения инвестиций или недостаточность их привлечения сохранится и при региональном управлении ОЭЗ. Дело в том, что в целом создание льготного бизнес-климата зависит от макроэкономических и внешнеполитических факторов, от тех же санкций, и весьма затрудняется ими. Многие из регионов, получивших особые экономические зоны, попросту не слишком интересны для инвесторов сами по себе. А в интересные территории РФ инвесторы вкладываются и так – собственные деньги либо на условиях частно-государственного партнерства, либо по госпрограммам. Развитие ОЭЗ под региональным управлением вряд ли будет более эффективным", - ожидает Дмитрий Пискулов.
Экономист обратил внимание, что "на пустом месте" очень сложно создать особую экономическую зону, какие бы условия при этом ни предлагались. "Необходим приток свободной рабочей силы, близость к рынкам капитала и ресурсов, наличие развитой инфраструктуры и жилья. Без этого создать ОЭЗ затруднительно. Кроме того, для развития региона помимо ОЭЗ есть ведь и другие административные экономические методы – поддержка развития производства, убеждение компаний в необходимости работать там, либо адресная экономическая поддержка предприятий этих регионов", - перечислил он.
В то же время он привел и пример позитивного развития ОЭЗ – в Китае. "На приморских южных территориях Китай отрабатывал элементы льготной налоговой политики. Туда устремились западные инвестиции, ведь китайский рынок предоставлял возможность существенно сэкономить на издержках производства для западных корпораций, и стоимость рабочей силы была низкая. Зоны развились в массовые индустриальные кластеры, чему способствовало то, что они были в близости к портам, а также отсутствие административных барьеров. Кстати, сейчас экономические преимущества многих ОЭЗ Китая снижаются в связи с тем, что там вырос уровень развития и зарплат, из-за чего многие компании переносят производства в более дешевые страны – в Индонезию и Вьетнам", - поведал он.
Доцент кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" РАНХиГС Василий Якимкин, в свою очередь, отметил, что решения руководства РФ связаны с тем, что ОЭЗ как экономический проект попросту не оправдали ожидания. "Они оказались не столь эффективными, как планировалось. Преференций им дали много, например, 10 лет освобождения от основных налогов, а отдача вышла небольшая – хотя она и планировалась как небольшая в течение этих 10 лет, после чего ОЭЗ раскрутятся и начнут приносить прибыль. Видимо, правительство проанализировало и спрогнозировало их дальнейшую эволюцию и, увидев, что пока не получается выйти на плановые показатели, решило многие зоны закрыть", - заявил он.
Введение регионального управления ОЭЗ, по его оценке, будет иметь две стороны. "С одной стороны, это может свестись к преференциям при наличии конкурентов в других регионах, с другой стороны, возможен импульс к дальнейшему развитию. В целом, когда такие преимущества, как отмена основной массы федеральных налогов, передадут регионам, изменится немногое. Безусловно, регионам на месте виднее, как развивать зону, однако федеральный центр на то и центр, чтобы смотреть сверху и видеть ключевые тренды и тенденции. Полагаю, нужно кластерное управление – и федеральное, и региональное, когда их полномочия будут разграничены по образцу и подобию западных ОЭЗ, например, в США. Это может получить хорошее развитие, и эволюция зон будет достойной", - ожидает Василий Якимкин.
Также развитию ОЭЗ помогло бы снятие административных барьеров вместе с низкой ставкой кредитования. "Известно, что в перерабатывающей промышленности в некоторых направлениях за счет государственных плат понижают ставку по кредиту до 4%. Если рентабельность в обрабатывающей промышленности на уровне 7-8%, редко 11%, то ставка по кредиту и должна быть не выше 4%. Еще необходимо установить прозрачные налоговые правила и создать для всех одинаковые условия, чтобы не было ни у кого преференций", - подчеркнул эксперт.