Глава Минэнерго России Александр Новак объяснил сегодня, что договоренность с ОПЕК и другими странами-экспортерами нефти о сокращении нефтедобычи окажет положительный эффект на российскую экономику, поскольку поможет больше зарабатывать на продаже "черного золота", чем при текущем уровне его производства.
"Эффект от достижения результатов совместной координации стран – положительный, в том числе для компаний. Некое небольшое сокращение добычи с точки зрения производственной программы может считаться негативным фактором, но он полностью перекрывается теми плюсами и доходами, которые получают компании в виде повышения цены на нефть, в виде дополнительных доходов и возможности реализации новых инвестиционных проектов с точки зрения долгосрочности понимания ситуации на рынке", - пояснил он.
Россия начнет сокращать добычу по графику, согласованному с другими странами. "ОПЕК должна с 1 января сократить на 1,2 млн баррелей. Что касается не-опековских стран, здесь, безусловно, процесс более сложный, потому что страны вне ОПЕК впервые принимают участие, и у каждой есть свои особенности. В частности, России требуется плавный переход к оговоренным показателям: у нас есть климатические, природно-территориальные и технологические особенности", - предупредил Александр Новак.
Министр обратил внимание, что все страны-экспортеры проявили интерес к скоординированному ограничению нефтедобычи, что указывает на общее понимание выгоды от заключенного соглашения. "Мы не ожидали, что прилетят все министры стран ОПЕК, потому что достаточно было присутствия генерального секретаря ОПЕК и президента ОПЕК. Мы не ожидали, что откликнется столько стран не-ОПЕК. Фактически, с кем вели переговоры, все и прилетели", - поведал глава Минэнерго РФ в интервью НТВ.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" главный советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ, руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Леонид Григорьев, не только Россия, но и все остальные страны, подписавшие это соглашение, окажутся в выигрыше. "Более всего это соглашение было необходимым Венесуэле, так как она настолько подняла свои бюджетные расходы, что их уровень вырос примерно до $140 за баррель, так что даже $110 им было мало из-за тяжелого экономического кризиса. В Иране, к примеру, ситуация намного проще, но и им будет легче, если цены вырастут", - заявил он.
Позитивно эксперт оценил эффект от скоординированного сокращения нефтедобычи и для Азербайджана. "Азербайджан все-таки сократит добычу на не очень большой объем, при этом рост цен на нефть для республики должен быть очень существенным. Учитывая то, что добычей и продажей нефти в Азербайджане занимается госкомпания SOCAR, сокращение производства нефти и последующий рост цен – это прямой выигрыш для государства. Вопрос лишь в том, насколько цены вырастут, но для Азербайджана это несомненный позитив", - подчеркнул Леонид Григорьев.
Что касается России, то, по его оценке, она почувствует эффект от соглашения при достижении нефтью уровня в $60-70 за баррель. "Думаю, нас объективно устраивает цена, которая стабильно держалась бы, скажем, следующие 10 лет. При этом $60-70 за баррель нас бы устроили с точки зрения защиты от угрозы обвала экономики. Подчеркну, что лучше, чтобы деньги, которые мы получим в следующие 10 лет, поступали равномерно, это позволит планировать свои действия, не делать лишних капиталовложений под высокую нефть и не бросать проекты из-за снижения цен. С $60-70 за баррель более-менее все согласны, так как такой уровень – это меньше угрозы возврата большой американской сланцевой нефти и обрушения рынка", - заключил главный советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ.
Первый проректор по международному сотрудничеству и внешним коммуникациям Финансового университета при Правительстве РФ, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, в свою очередь, обратил внимание, что теперь главное – выполнение договоренностей как странами ОПЕК, так и другими экспортерами, снижающими добычу. "Речь идет о том, что надо вывести с рынка 1,8 млн баррелей в сутки. Самый главный вопрос – как эта система работает. В январе мы должны запустить этот процесс, и нужно будет смотреть, сокращают ли страны добычу, если не сокращают, то почему, и какие гарантии, что они сократят ее вообще за эти полгода. Вопрос практической реализации декабрьских соглашений является наипервейшим", - указал он.
Эксперт оценил условия соглашения для Азербайджана как комфортные. "Азербайджан должен сократить добычу на 35 тыс баррелей в сутки, это не такая большая цифра, достаточно комфортная. Как и Россия, республика намерена, сократив добычу, выиграть в цене и в итоге заработать больше. Если цены поднимутся до $60 за баррель, это уже будет солидной прибавкой для бюджета Азербайджана", - ожидает Константин Симонов.
Та же цена, на его взгляд, устроит и Россию. "Если цена слишком идет вверх, тут же активизируют поклонники альтернативных источников энергии и говорят, что нефть дорогая, давайте субсидировать и спонсировать электромобили. Надо понимать, что и слишком низкие цены нам не выгодны, потому что мы на этом не зарабатываем, но и слишком высокие тоже невыгодны, потому что мешают нефти быть перспективным товаром. Поэтому, я считаю, к цене в $50 за баррель мир уже привык, покупатели довольны, продавцы немного не довольны, так что уровень в $60 за баррель устроит и продавцов, и покупателей", - резюмировал первый проректор по международному сотрудничеству и внешним коммуникациям Финансового университета при Правительстве РФ.
Напомним, что 10 декабря в Вене было подписано соглашение о сокращении нефтедобычи странами, не входящими в ОПЕК. Россия, Азербайджан, Казахстан, Мексика, Оман, Бахрейн, Бруней, Малайзия, Экваториальная Гвинея, Судан и Южный Судан суммарно сократят свою нефтедобычу на 588 тыс баррелей в сутки в дополнение к тем 1,164 млн баррелей в сутки, на которые производство нефти уменьшат страны ОПЕК.