Армейское руководство Египта выдвинуло министра обороны страны фельдмаршала Абделя Фаттаха ас-Сиси в качестве своего кандидата в президенты страны, выборы которого должны пройти до 19 апреля. Министр пока еще не определился, готов ли он к борьбе за высокую должность, но обещал объявить о своем окончательном решении в обращении к египетскому народу.
"Новейшая история Египта не впервые видит такую ситуацию, когда общенациональный кризис выводит на арену то одни политические фигуры, то другие, и ничем это не заканчивается. В решающий момент вступает в действие армия, она наращивает свои усилия, а потом берет власть в свои руки, как было в 1952-1953 году, когда к власти пришел Насер и его группировка. Нечто похожее происходит и в настоящее время", - рассказал в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" советник заместителя председателя СФ РФ, посол Андрей Бакланов.
"Мне кажется, что военные в Египте проявили удивительно долгое терпение: на ранних этапах развития политического кризиса они старались держать нейтралитет, сдерживать стороны, не вмешиваться в события, но все, конечно, имеет свою определенную черту. Когда дело дошло до того, что заговорили о возможном распаде страны, о том, что в каких-то регионах будут править группировки, тесно связанные с бандитскими формированиями, это перестало быть политикой, приобретя элементы разбоя, и военные решили принять жесткие меры в наведении порядка и создании условий для того, чтобы люди могли как-то в более цивилизованных формах выразить свою реальную волю и определить, по какому вектору пойдет дальше страна", - заявил дипломат.
По словам Андрея Бакланова, роль, которую сыграли военные, исключительно важна, хотя она была очень тяжелой для армии, потому что в наше время подавлять даже во имя национальных целей какие-то выступления - это очень непопулярная линия.
"Всегда находится очень много тех, кто критикует это: есть такие профессиональные болтуны, многие из которых сами ломанного гроша не стоят и ничего толком никогда не сделали, но вот говорить о правах человека, призывать к исправлению ошибок каких-то других лидеров они мастаки, и они имеют очень большую силу, выходы на СМИ. Я думаю, все это очень хорошо знают египетские военные, и сейчас довольно широкие слои населения в Египте понимают, что стабилизирующая роль военных была, может быть, небезукоризненной, но в целом единственно возможной в тех условиях. И это все играет, конечно, на популярность Абделя Фаттаха ас-Сиси", - считает эксперт.
В тоже время Андрей Бакланов не считает, что новому египетскому президенту уготована роль "второго Мубарака". По его словам, никого из президентов нельзя было назвать "вторым Насером" или "вторым Мубараком": "Мне кажется, что каждый президент в новых условиях получает власть, и он должен аккумулировать новые идеи и представлять собой совершенно новую фигуру. Но если говорить о том, какая фигура психологически на данный момент вспоминается лучше всего с точки зрения того, что в этот период было сделано в стране, то, пожалуй, это фигура Насера, хотя и Садат был очень сильным президентом, и Мубарак, который сделал много позитивного в первый период нахождения у власти. Большое искусство политика - вовремя уйти, что не удалось Мубараку. Наложившись на растущий хозяйственный кризис, это привело к таким острым формам борьбы против него лично. Просто все устали от обещаний и постоянной деградации жизненного уровня значительной части населения", - уверен советник заместителя председателя СФ РФ.
Дипломат выразил уверенность в том, что новый египетский президент учтет все то, что было, особенно в период после революции 1952 года, и сможет найти какие-то оптимальные варианты выхода из кризиса.
"Мое личное мнение таково: самый уязвимый момент нынешней ситуации - это не вопросы демократии и связанной с ней демагогии. Глубокая причина кризиса - это отсутствие работающих стратегий экономического развития страны. За последние 15-20 лет египтяне многое перепробовали и, честно говоря, ни на чём не смогли остановиться в плане реформирования, нахождения каких-то путей для поднятия экономики, и, стало быть, жизненного уровня. При Насере эта задача решалась неплохо для очень широких слоев населения. Сейчас египтяне где-то психологически ожидают, что новый президент будет заниматься не надоевшей всем демократией, а заниматься настоящими делами, судьбой страны, судьбой населения, судьбой экономики, судьбой социального развития страны", - резюмировал эксперт.