Эксперт «Вестника Кавказа» Матвей Катков рассказал сегодня в передаче «Нацвопрос» на Вести.FM, посвященной теме католичества и лютеранства в России, об отношении к лютеранам и католикам в XVI-XVIII веках, отметив, что речь идет о крайне неоднозначной истории.
«С одной стороны, представители этих конфессий воспринимались как наиболее передовые и образование подданные государя. Во времена Московского царства именно среди них было больше всего врачей и ювелиров. Некоторые, особенно талантливые из них даже могли проживать за пределами Немецкой слободы (места компактного проживания всех иностранцев из Европы). Лечащие врачи российских царей и императоров практически всегда были иностранцы, чаще всего именно лютеране. Медики в те времена имели особый статус и привилегии, так выражалось уважение к их образованности», - поведал эксперт.
Матвей Катков обратил внимание, что изначально речь шла именно об особом отношении к специальности медика, а не к конфессиональной принадлежности врачей, однако, поскольку большинство из них в Московском царстве были католиками и лютеранами, за представителями этих конфессий закрепилась репутация образованных людей, что вскоре стало вызывать проблемы.
«Церковные власти стали настороженно относиться к лютеранам и католикам из-за их образованности. Начиная с середины XVI века представители РПЦ начинают все чаще жаловаться на иноверцев, преимущественно лютеран, за то, что их учение начинает проникать в российское общество. Будучи начитанными людьми, многие протестанты знакомили русских людей с трудами Лютера. Изначально православная церковь в этот процесс не вмешивалась, так как проповеди протестантов часто носили антикатолический характер. Но постепенно распространяющееся влияние протестантизма стало входить в противоречие с православием. В XVII веке это стало предметом долгих и сложных споров и поисков компромиссов, и каждый царь по-своему определял границы дозволенного иноверцам. Царь Михаил Федорович относился к ним терпимо, можно сказать, отчасти оказывал им протекцию, а царь Алексей Михайлович, отец Петра I, в конфессиональном вопросе проявил себя ярым консерватором: по Соборному уложению 1649 года совращение православного в иную веру каралось смертной казнью», - сообщил он.
«При Петре I в России изменилось отношение к иноверцам из Европы, так как их стали активно приглашать на службу. Более того, в XVIII веке в состав Российский империи входят территории Польши и Прибалтики, лютеране и католики массово становятся подданными российской короны. После этого они оказываются органически встроены в российское общество, являясь важными элементами российской государственности. В некоторые периоды они начинали играть исключительную роль, как, например, при Павле I, ставшем магистром католического Мальтийского ордена. В дальнейшем судьба католиков и протестантов в России была неразрывно связана с судьбой российского народа, неотъемлемой частью которого они стали», - заключил Матвей Катков.