Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России будет расти постепенно и в итоге должен будет достигнуть уровня прожиточного минимума (ПМ). Об этом, ссылаясь на внесенный в правительство законопроект, рассказал министр труда Максим Топилин.
Он уточнил, что соотношение МРОТ к ПМ 73% будет достигнуто к 1 июля текущего года, когда МРОТ вырастет на 3% до 7,8 тыс рублей. На втором этапе с 1 января следующего года МРОТ поднмется сразу с 73% до 90% от ПМ, на что будет затрачено 25 млрд рублей из федерального бюджета: деньги пойдут на компенсацию роста зарплат бюджетникам. Окончательный этап стартует 1 января 2019 года, здесь МРОТ сравняется с ПМ.
"Если идти темпом 90% с 1 января 2018 и 100% с 1 января 2019 года то федеральный бюджет - 25 млрд. Это для федералов. Если такой темп, то столько потребуется денег. Но темпы еще обсуждаются", - цитирует министра "Интерфакс".
Сколько средств из бюджетов всех уровней потребуется на реализацию законопроекта, Топилин не пояснил.
Накануне вице-премьер Ольга Голодец подтвердила, что законопроект о повышении МРОТ в России поступил в правительство. В середине мая председатель Кабмина Дмитрий Медведев сообщил, что вопрос о приведении МРОТ к прожиточному минимуму "будет закрыт за два года".
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" проректор РАНХиГС Александр Сафонов, появление определенного по срокам плана уравнивания МРОТ и прожиточного минимума можно только приветствовать. "Уже хорошо, что этот план есть. Конечно, настораживает, что это произойдет не в течение текущего года, а растянуто до 2019 года – тут есть определенные риски того, как будет исполняться график в зависимости от ситуации с бюджетом и экономикой (мы уже имели такой график в середине 2000-ых годов, закончивший свое действие при начале кризиса 2008 года). Но, в любом случае, это решение надо приветствовать", - сказал он.
Поскольку это политическое решение, на уровне президента и премьер-министра, Минфину ничего не останется, как исполнять принятый план. "Ведомство сейчас будет изыскивать средства для повышения МРОТ. Если в отношении коммерческого сектора такое решение не требует дополнительных финансовых ресурсов, то для бюджетного сектора картина совершенно иная. Возможно, что Минфин предпримет меры, связанные с тем, чтобы стимулировать бюджетные организации к дальнейшей оптимизации численности, снижению расходов по фонду труда и перераспределению в рамках выделенных лимитов тех средств, которые должны были быть направлены, например, на премиальный фонд и компенсации, а будут направлены на повышение МРОТ", - поведал Александр Сафонов, добавив, что это главный риск для эффективности уравнивания МРОТ и прожиточного минимума.
Проректор РАНХИГС напомнил, что доведение МРОТ до прожиточного минимума в России реализуется как проект более 20 лет. "Если мы все-таки достигнем этих показателей в ближайший период времени, самым главным будет удержание МРОТ на уровне прожиточного минимума. В нашей практике уже была ситуация, когда в 2007 году соотношение МРОТ и прожиточного минимума составляло 87,9%, а затем показатель покатился вниз. Важно, чтобы хотя бы какой-то период поддерживать показатель в 100% в балансе. При этом, с точки зрения стимулирования рынка труда, стимулирования работодателей применять современные, трудосберегающие технологии в целях роста внутреннего потребительского спроса и поддержки национального производителя, очень важно видеть перспективу превышения размерами МРОТ прожиточного минимума", - обратил внимание он.
Профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС Людмила Пронина, в свою очередь, отметила, что решение правительства довести МРОТ до уровня прожиточного минимума, безусловно, верное, и задумывались о нем власти уже давно. Однако она предупредила, что столь длительная реализация этой инициативы требует особого подхода, а именно параллельной корректировки обеих величин в зависимости от текущей экономической ситуации и, соответственно, показателей уровня жизни. "Это аналогично процессу борьбы с бедностью: можно немного увеличить доходы бедных, приблизив их к богатым, но за это время у богатых доходы тоже вырастут. То есть, это относительные вещи. Поэтому будет двигаться не только минимальная заработная плата, но и прожиточный минимум", - указала эксперт.
Людмила Пронина также обратила внимание, что в вопросе определения прежде всего прожиточного минимума, а также МРОТ, необходимо избегать формального подхода. "Ведь это, по сути, социальные стандарты. Исходя из них, устанавливаются социальные выплаты, региональные доплаты к пенсиям, социальные пособия. То есть, эти показатели имеют значение для пенсионеров, детей и так далее, поэтому их нельзя рассматриваться только как цифры для учета", - подчеркнула эксперт, отметив также важность работы регионов в этом направлении.
Также, по ее словам, крайне важен региональный аспект. "Регионы сами устанавливают свой прожиточный минимум, дабы определять пособия по малообеспеченности малоимущим гражданам. Надо посмотреть, как теперь регионы будут это делать. Хорошо, если они будут ориентироваться на динамику увеличения МРОТ, озвученную Минтрудом, но если у них не получится, это чревато бюджетными проблемами: долговая яма региональных бюджетов не становится меньше, там сейчас суммарно 2,3 трлн рублей. Поэтому важен учет целого спектра аспектов, а не механический подход к уравнению МРОТ и прожиточного минимума", - резюмировала Людмила Пронина.