Незадолго до начала празднования 35-летия Исламской революции представители ВМС страны выступили с сенсационным заявлением: иранские военные корабли отправились в поход в Атлантический океан, к берегам США. По словам командующего северным морским флотом Резаи Хаддада, поход является "ответом на усиление присутствия американского флота в Персидском заливе". В свою очередь сегодня командующий ВМС ИРИ контр-адмирал Хабиболла Сайяри уточнил, что пока что корабли находятся в Аденском заливе и не намерены нарушать морские границы какой-либо страны.
Комментируя это событие, директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев выразил сомнение в том, что иранская армия может в настоящее время позволить себе крупный морской поход через Атлантику. "У Ирана сегодня имеются корабли с водоизмещением в 1,5 тыс т. Их иногда называют эсминцами, но на самом деле это нечто среднее между корветом и фрегатом. Да, у этих кораблей на борту ракетное оружие, крылатые ракеты морского базирования, но технически они не смогут доплыть до побережья США. Для этого их нужно сопровождать танкером, так как их дальность плавания резко ограничена - они попросту не относятся к кораблям дальней морской зоны", - пояснил эксперт.
Другая проблема заключается в том, что иранские ВМС не могут позволить себе оптимальный маршрут движения - через Суэц. "Идеально двигаться в Атлантику через Суэцкий канал и Гибралтар. Но у Ирана сложные отношения с Египтом, и у меня нет информации, что корабли Исламской республики проходили через Суэц. В таком случае им придется огибать Африку, но, учитывая относительно небольшой тоннаж кораблей, у меня есть сомнения, что речь идет о чем-то серьезном. Скорее всего, следует говорить больше о каком-то информационном шуме, а не о сколько-либо реальной угрозе США, под этим нет абсолютно никаких резонов", - подчеркнул Евсеев.
По его словам, хотя корабли Ирана и можно отправить куда угодно, но на дальних расстояниях они потеряют боеспособность, и их хватит лишь на то, чтобы показать флаг. "Но и здесь имеется проблема, потому что для трансокеанских переходов используются все-таки корабли несколько иного класса. Иранские судна могут работать в зоне Персидского залива, Амманского залива - но это, по сути, максимум их операционной возможности. Все остальное - только при сопровождении танкеров. И потом, когда корабли такого тоннажа идут далеко, неизбежна потребность в заходе в порт для выполнения какого-либо ремонта. Но где иранские корабли будут обслуживаться?", - задался вопросом эксперт.
"Крайне сомнительно, что какое-то государство на атлантическом маршруте предоставит им место для докования. Даже с этой точки зрения идея отправки иранских кораблей - больше миф, чем реальность. При отсутствии возможности захода в порт нет смысла говорить об отправке кораблей. Теоретически можно предположить, что они могут зайти в Венесуэлу, но до Венесуэлы надо еще доплыть, для этого нужны какие-то промежуточные места, чтобы зайти в доки и провести осмотр судов. Не знаю, кто может предоставить свои порты иранским кораблям, с учетом того, что санкции в отношении Ирана не сняты", - напомнил о еще одном препятствии для успешного морского похода Ирана Владимир Евсеев.
Наконец, те же санкции не позволят иранским морякам расплатиться за ремонт, даже если их пустят в доки. "Чем они будут платить за обслуживание, если невозможно рассчитаться через банковскую сеть? Они что, с собой наличные деньги повезут? Таким образом, вопросов возникает масса, и речь сейчас идет, я думаю, об информационном шуме, чем о действительно отправке кораблей на большое удаление. До тех пор, пока Иран не поднимет тоннаж кораблей до 5 тыс т, очень трудно говорить вообще о возможности длительного нахождения иранских военных кораблей вне национальных берегов", - заключил директор Центра общественно-политических исследований.